Эта история рассказана была должна быть не. Ну, потому что над убогими не смеются. Но я всё же расскажу. Ну, потому что хочется.
(читать дальше)
Наш институт с давних пор имел так называемый "иностранный факультет". Он подписывал определённые договоры с разными странами (в советское время это был, в основном, дружественный Китай), и обучал их по нашим программам. А потом засылал обратно. В наше время факт не изменился. Страны изменились. В то время обучались граждане далёкой солнечной страны с супертруднопроизносимым названием Мьянма. Когда-то эта страна называлась Бирма. В соответствии с учебными программами, студенты учили русский язык и параллельно занимались чем-то ещё. Держались мьянмцы всегда вместе. Точнее, по одиночке не ходили. И, несмотря на занятия, русский знали очень плохо. Хотя я тогда ещё об этом не знал. Я думал, они вообще не. Но нет. Что любопытно, среди мьянмцев были только юноши. Как будто у них вся нация такая. Возможно, это было связано с воинским призывом. Ах да, учили их за деньги.
Мне рассказывали студенты из общаги: там этих мьянмцев дофига. К первой паре в лифте вниз не спустишься (общага очень высокая). Приезжают лифты битком набитые мьянмцами. Все мьянмцы стабильно ходят к первой паре.
Учился я тогда курсе на четвёртом. И был у меня научный руководитель. Занимался я у него, в некотором роде, электроникой. На нашу кафедру отрядили заниматься троих таких мьянмцев. Их как раз взял он. И выдал им задание на НИРС -- за семестр надо было собрать схему фильтра определённого (это был не совсем фильтр, это был гиратор, но чтобы не напрягать почтенную публику, буду называть фильтром). Детали он им дал. Они там что-то делали, но получалось плохо. А детали надо было, вообще-то, как-то скрепить.
Научный руководитель: Ты паять умеешь?
Я: Э... немного...
Научный руководитель: Научи их!
Ну... э... я хотя бы попытался. Короче, я провёл мастер-класс "обучение пайке за одну миллисекунду". Как следует об'яснить им, что делать, я не мог, поскольку мешал языковой барьер. По-хорошему, надо было бы посидеть с каждым, об'яснить на пальцах, удостовериться, что они всё поняли. Но времени на это у меня не было, так как шла лабораторная работа и у меня было ещё 15 студентов. Мьянмцы вроде всё поняли, ушли.
Они посещали в моём присутствии научного руководителя многократно. А однажды не пришли.
Я: А где мьянмцы?
Научный руководитель: А у них в стране революция какая-то... сказали всем явиться в посольство.
Спустя время я узнаю, что они решили детали не спаивать. А просто скрутили обрезки провода и ноги деталей. Скрутили неплохо, надо сказать. А смонтировали они всё почти что навесным монтажом. На куске картона (да-да, применялась коробка от шоколадных конфет!). На самой картонке была расчерчена схема. Подозреваю, что это была не их идея. И схему не они придумали. Выглядело слегка стрёмно.
Научный руководитель говорит -- помоги им, у них вот фильтр, проверь как он работает.
Ну чё, я беру их творение и начинаю пытаться подключить. Лабораторные стенды в лаборатории не предназначены для подключения нетиповых схем. Пришлось помучиться с подключением, но вот, наконец, к схеме подключены сигнал и питание. Посмотрим, что она делает. Начинаю изменять частоту сигнала -- не фильтрует! Я уж не помню, то ли сигнала на выходе вообще не было, то ли был, да не тот. Но это неважно. Сообщаю научному руководителю. Он смотрит на схему и говорит -- у вас все три транзистора одинаковые. А надо два p-n-p и один n-p-n. Даёт им новый транзистор и они уходят переделывать. А, ещё у них у каждого транзистора была своя собственная земля (ни к чему не подключённая), с блек-джеком и шлюхами. Я сказал им сделать общую на всех.
На самом деле, в части эпизодов мне помогал мой одногруппник, который был у того же научного руководителя. Хотя помощь его была, на мой взгляд, незначительна.
Пытались первый раз подключить схему. Кабелей не хватало... он взял проволоку у другого преподавателя и стал пытаться резать её на куски. Попросил ножницы. Я: Ты что, ножницами собрался проволоку резать? Он: А что? Я: Во первых, я пришёл сегодня без всего (то есть, ножниц у меня не было, а обычно я всегда их с собой ношу), во вторых я НЕ ДАМ тебе ножницы, чтобы ты резал проволоку!
Я ему рекомендовал поискать у других преподавателей кусачки, но он не стал этого делать. Проволоку он таки разделил на две части. Путём многократных перегибаний. Пока она не сломалась.
Потом ему понадобилось счищать изоляцию... он попросил нож. Нож я ему не дал, ибо он, кажется, обмолвился о том, что тогда ножом разрежет проволоку... я сам счистил изоляцию...
Приходят в следующий раз. Не работает. Я начинаю проверять напряжения в цепи в статическом режиме и обнаруживаю, что они какие-то странные. Я их спрашиваю -- "а вы правильно подключили эмиттер-коллектор-базу"? Они не могут ответить. А я эти транзисторы в первый раз вижу. Откуда я знаю, где у них что? На схеме-то (на картонке самой) Э-К-Б подписано, а вот правильно ли детали стоят? Иду в соседнюю комнату, там компьютер с Интернетом. Забиваю название транзисторов, узнаю разводку ног. Так и есть! Они подключили неправильно! Объясняю им про три вывода, про их названия (по слогам), перерисовываю им с компьютера правильную разводку. Вроде поняли. Отправляю переделывать.
Во время одного из эпизодов общения они у меня спросили, как зовут научного руководителя. Я им сказал. Ещё раз сказал. По слогам. Они спросили, что за третья часть имени. Я сказал -- "это отчество; отчество -- это имя отца". Они начали шкрябать на своих листочках национальные закорючки.
В следующий раз приходят. Транзисторы установлены правильно. Молодцы! Начинаю проверять. Опять не пашет. Что же это такое? Выясняется, что первый же транзистор вообще не реагирует на входные сигналы. Остальные два (всего три транзистора в схеме было, ну и ещё там резисторы всякие по мелочи и конденсаторы, кажется) работали нормально. Я им говорю -- у вас транзистор плохой. Возьмите ещё. Посылаю к руководителю. Он даёт им новый. Уходят переделывать.
Кстати, интересно было смотреть, как они пишут лекции. Написаны вроде по-русски, хоть и с ошибками. А над основным текстом национальными закорючками что-то написано. Причём везде. Транскрипция? Перевод? Закорючки довольно специфичные...
Как там говорят, третий раз волшебный? Так вот, это был не третий раз. Приходят снова. Подключаю. Смотрю -- опять не работает! Подключено верно. Транзисторы реагируют. В чём же дело? Только вот напряжение база-эмиттерного перехода не 0,7 вольта, как должно быть, а... э... примерно 0,2. Опять неисправные транзисторы? А может, это вообще не транзисторы у них? И тут меня осеняет. Они же германиевые! Бегу радовать научного руководителя. Но, по идее, германиевость транзисторов не должна влиять на работоспособность такой схемы. Схема не работает. Звоню провода. Один провод не звонится. Чувствуя себя компилятором Паскаля, говорю: у вас провод неисправен. Ушли переделывать.
Электроника -- наука о контактах.
А схема так и не заработала. Уж не знаю, почему. Точнее, она заработала. Один раз. В один из подходов. Но именно в тот раз она заработать не должна была по определению -- в чём там дело было, я уже забыл. А потом второй раз уже работать не стала. В дальнейших мытарствах я уже не участвовал -- конец семестра, другие дела. НИРС они защитили. С неработающей схемой. И диплом в следующем семестре защитили. Уехали к себе в Мьянму. Ходят слухи, что там выпускники нашего ВУЗа становятся директорами промышленных заводов и НИИ (один пример точно есть). Вам страшно за наше будущее? А мне за их.
В истории возможно некритичное искажение порядка представленных фактов, поскольку я сам помню не всё.
(читать дальше)
Наш институт с давних пор имел так называемый "иностранный факультет". Он подписывал определённые договоры с разными странами (в советское время это был, в основном, дружественный Китай), и обучал их по нашим программам. А потом засылал обратно. В наше время факт не изменился. Страны изменились. В то время обучались граждане далёкой солнечной страны с супертруднопроизносимым названием Мьянма. Когда-то эта страна называлась Бирма. В соответствии с учебными программами, студенты учили русский язык и параллельно занимались чем-то ещё. Держались мьянмцы всегда вместе. Точнее, по одиночке не ходили. И, несмотря на занятия, русский знали очень плохо. Хотя я тогда ещё об этом не знал. Я думал, они вообще не. Но нет. Что любопытно, среди мьянмцев были только юноши. Как будто у них вся нация такая. Возможно, это было связано с воинским призывом. Ах да, учили их за деньги.
Мне рассказывали студенты из общаги: там этих мьянмцев дофига. К первой паре в лифте вниз не спустишься (общага очень высокая). Приезжают лифты битком набитые мьянмцами. Все мьянмцы стабильно ходят к первой паре.
Учился я тогда курсе на четвёртом. И был у меня научный руководитель. Занимался я у него, в некотором роде, электроникой. На нашу кафедру отрядили заниматься троих таких мьянмцев. Их как раз взял он. И выдал им задание на НИРС -- за семестр надо было собрать схему фильтра определённого (это был не совсем фильтр, это был гиратор, но чтобы не напрягать почтенную публику, буду называть фильтром). Детали он им дал. Они там что-то делали, но получалось плохо. А детали надо было, вообще-то, как-то скрепить.
Научный руководитель: Ты паять умеешь?
Я: Э... немного...
Научный руководитель: Научи их!
Ну... э... я хотя бы попытался. Короче, я провёл мастер-класс "обучение пайке за одну миллисекунду". Как следует об'яснить им, что делать, я не мог, поскольку мешал языковой барьер. По-хорошему, надо было бы посидеть с каждым, об'яснить на пальцах, удостовериться, что они всё поняли. Но времени на это у меня не было, так как шла лабораторная работа и у меня было ещё 15 студентов. Мьянмцы вроде всё поняли, ушли.
Они посещали в моём присутствии научного руководителя многократно. А однажды не пришли.
Я: А где мьянмцы?
Научный руководитель: А у них в стране революция какая-то... сказали всем явиться в посольство.
Спустя время я узнаю, что они решили детали не спаивать. А просто скрутили обрезки провода и ноги деталей. Скрутили неплохо, надо сказать. А смонтировали они всё почти что навесным монтажом. На куске картона (да-да, применялась коробка от шоколадных конфет!). На самой картонке была расчерчена схема. Подозреваю, что это была не их идея. И схему не они придумали. Выглядело слегка стрёмно.
Научный руководитель говорит -- помоги им, у них вот фильтр, проверь как он работает.
Ну чё, я беру их творение и начинаю пытаться подключить. Лабораторные стенды в лаборатории не предназначены для подключения нетиповых схем. Пришлось помучиться с подключением, но вот, наконец, к схеме подключены сигнал и питание. Посмотрим, что она делает. Начинаю изменять частоту сигнала -- не фильтрует! Я уж не помню, то ли сигнала на выходе вообще не было, то ли был, да не тот. Но это неважно. Сообщаю научному руководителю. Он смотрит на схему и говорит -- у вас все три транзистора одинаковые. А надо два p-n-p и один n-p-n. Даёт им новый транзистор и они уходят переделывать. А, ещё у них у каждого транзистора была своя собственная земля (ни к чему не подключённая), с блек-джеком и шлюхами. Я сказал им сделать общую на всех.
На самом деле, в части эпизодов мне помогал мой одногруппник, который был у того же научного руководителя. Хотя помощь его была, на мой взгляд, незначительна.
Пытались первый раз подключить схему. Кабелей не хватало... он взял проволоку у другого преподавателя и стал пытаться резать её на куски. Попросил ножницы. Я: Ты что, ножницами собрался проволоку резать? Он: А что? Я: Во первых, я пришёл сегодня без всего (то есть, ножниц у меня не было, а обычно я всегда их с собой ношу), во вторых я НЕ ДАМ тебе ножницы, чтобы ты резал проволоку!
Я ему рекомендовал поискать у других преподавателей кусачки, но он не стал этого делать. Проволоку он таки разделил на две части. Путём многократных перегибаний. Пока она не сломалась.
Потом ему понадобилось счищать изоляцию... он попросил нож. Нож я ему не дал, ибо он, кажется, обмолвился о том, что тогда ножом разрежет проволоку... я сам счистил изоляцию...
Приходят в следующий раз. Не работает. Я начинаю проверять напряжения в цепи в статическом режиме и обнаруживаю, что они какие-то странные. Я их спрашиваю -- "а вы правильно подключили эмиттер-коллектор-базу"? Они не могут ответить. А я эти транзисторы в первый раз вижу. Откуда я знаю, где у них что? На схеме-то (на картонке самой) Э-К-Б подписано, а вот правильно ли детали стоят? Иду в соседнюю комнату, там компьютер с Интернетом. Забиваю название транзисторов, узнаю разводку ног. Так и есть! Они подключили неправильно! Объясняю им про три вывода, про их названия (по слогам), перерисовываю им с компьютера правильную разводку. Вроде поняли. Отправляю переделывать.
Во время одного из эпизодов общения они у меня спросили, как зовут научного руководителя. Я им сказал. Ещё раз сказал. По слогам. Они спросили, что за третья часть имени. Я сказал -- "это отчество; отчество -- это имя отца". Они начали шкрябать на своих листочках национальные закорючки.
В следующий раз приходят. Транзисторы установлены правильно. Молодцы! Начинаю проверять. Опять не пашет. Что же это такое? Выясняется, что первый же транзистор вообще не реагирует на входные сигналы. Остальные два (всего три транзистора в схеме было, ну и ещё там резисторы всякие по мелочи и конденсаторы, кажется) работали нормально. Я им говорю -- у вас транзистор плохой. Возьмите ещё. Посылаю к руководителю. Он даёт им новый. Уходят переделывать.
Кстати, интересно было смотреть, как они пишут лекции. Написаны вроде по-русски, хоть и с ошибками. А над основным текстом национальными закорючками что-то написано. Причём везде. Транскрипция? Перевод? Закорючки довольно специфичные...
Как там говорят, третий раз волшебный? Так вот, это был не третий раз. Приходят снова. Подключаю. Смотрю -- опять не работает! Подключено верно. Транзисторы реагируют. В чём же дело? Только вот напряжение база-эмиттерного перехода не 0,7 вольта, как должно быть, а... э... примерно 0,2. Опять неисправные транзисторы? А может, это вообще не транзисторы у них? И тут меня осеняет. Они же германиевые! Бегу радовать научного руководителя. Но, по идее, германиевость транзисторов не должна влиять на работоспособность такой схемы. Схема не работает. Звоню провода. Один провод не звонится. Чувствуя себя компилятором Паскаля, говорю: у вас провод неисправен. Ушли переделывать.
Электроника -- наука о контактах.
А схема так и не заработала. Уж не знаю, почему. Точнее, она заработала. Один раз. В один из подходов. Но именно в тот раз она заработать не должна была по определению -- в чём там дело было, я уже забыл. А потом второй раз уже работать не стала. В дальнейших мытарствах я уже не участвовал -- конец семестра, другие дела. НИРС они защитили. С неработающей схемой. И диплом в следующем семестре защитили. Уехали к себе в Мьянму. Ходят слухи, что там выпускники нашего ВУЗа становятся директорами промышленных заводов и НИИ (один пример точно есть). Вам страшно за наше будущее? А мне за их.
В истории возможно некритичное искажение порядка представленных фактов, поскольку я сам помню не всё.
@темы: Случай из жизни, Борьба с техникой, Студенты, Электроника