Ситуация 1. Сначала у машины сел аккумулятор. Я поставил запасной. Он тоже сел, хотя и не сразу. Я к тому моменту уже зарядил первый и поставил его. Машину завести удалось, но на следующий день он тоже сел. Каким-то чудом удалось завести машину и уехать.
Ситуация 2. Почему садится аккумулятор? Наверное, у меня в машине возник неавторизованный потребитель тока!
Беру мультиметр, начинаю мерить ток. Показывает 1 ампер в покое. Это очень много. Вытаскиваю по очереди все предохранители -- ток пропадает только на последнем. "Освещение салона". Да, я мерил ток с открытой дверью, поэтому светила лампочка. Это я лох. Я закрыл дверь, вставил предохранители. 15 миллиампер. Окей.
Ситуация 3. Меня всё же беспокоила посадка аккумуляторов. Поэтому я решил ещё раз проверить, уже ночью. Мультиметр стал показывать зашкал. Дверь была закрыта. Это меня очень встревожило. А ещё меня встревожило то, что аккумулятор сразу же сел (на тот момент это был первый аккумулятор). Я опять проверил все предохранители, но ничего не нашёл.
Тогда я взял другой мультиметр. Он показал 15 миллиампер. Да. Тот мультиметр, который ещё утром показывал правильный ток, сломался. Но почему сел аккумулятор? Может быть, где-то возникает нестабильное короткое замыкание? Вопросов было больше, чем ответов.
Ситуация 4. На следующий день я поставил второй, заряженный аккумулятор и поехал. Через 10 минут я услышал писк. У меня установлен "бортовой компьютер", который фактически является диагностическим прибором для подключения к контроллеру инжектора (K-линия). Он показывал 11.0 . Я решил, что это генератор не может вытянуть короткое замыкание. Но что-то было не так. Я никогда не видел такого напряжения. Пробежав глазами по остальным приборам я остановился на термометре. Он перешёл в красный сектор. Тогда до меня дошло, что это не 11.0, это 110. Сто десять градусов. У меня был перегрев двигателя!
Совет про перегрев двигателя нам давали ещё в автошколе. Надо включить печку! Что я и сделал. Это помогло снизить температуру до 105 (нормальная температура без перегрева -- 98 градусов). На улице было +30. Я почувствовал себя медведем из анекдота.
Ситуация 5. Доехав до относительно спокойного места я остановился и решил заглянуть под капот. Там я обнаружил, что электровентилятор охлаждения двигателя не вращается. Бачок с охлаждающей жидкостью был заполнен нормально. Было ясно, что дело в вентиляторе, но я решил на всякий случай проверить его реле. Почему я решил проверить реле? Потому что я по иконкам в блоке предохранителей не видел, какой предохранитель заведует за этот вентилятор. А про реле подсказка была. Я поменял реле (у меня было запасное), но эффекта не было. Поэтому я вытащил запасное реле и опять поставил старое.
На основании всех происшествий ранее я составил гипотезу, согласно которой у меня отказал вентилятор, но не сразу, а пока он только пытался отказать -- он потреблял излишне большой ток, что и вызывало разрядку аккумулятора.
Я был в 10 минутах езды от автосервиса, где я обычно обслуживаюсь, поэтому я решил просто загнать машину туда и пусть чинят. К сожалению, в этот день они посмотреть машину не могли, поэтому я машину оставил им, а сам поехал на работу на метро. На следующий день я приехал смотреть, как они будут чинить машину, а значит мы переходим к рубрике
ОКАЗАЛОСЬ
1. Токи утечки отсутствуют.
2. Второй аккумулятор не садится, нагрузку держит
3. Предохранитель вентилятора совмещён с предохранителем гудка! И обозначен символом гудка -- поэтому-то я его не нашёл.
4. Этот предохранитель был сгоревшим.
5. Замена реле не давала эффекта, потому что предохранитель был сгоревшим.
6. Замена предохранителя приводила к его мгновенному сгоранию (!).
7. Замена реле И предохранителя привела к работающей машине.
То есть, во всём виновато было неисправное реле, которое утягивало за собой предохранитель. Сам вентилятор был исправен.
Таким образом, если бы я подумал на пять минут дольше, и догадался проверить предохранитель тоже, я бы сэкономил кучу денег, времени и нервов. Сука! Это же моя специальность! Я и более сложные неисправности находил и устранял. Но не в этот раз. Находясь в панике я сразу составил правдоподобную гипотезу и на основании неё принял решение. Вместо того, чтобы подумать и поискать другие варианты. Путеводитель "Автостопом по галактике" не зря имеет на обложке ту надпись, которую имеет.
Оставалась последняя загадка. Почему садились аккумуляторы? Я опять поставил первый аккумулятор на зарядку, зарядил, однако уже на следующий день он разрядился -- прямо в квартире, не будучи никуда подключённым. Отгадка была в том, что он просто умер. Было ли умирающее реле причиной его разрядки и умирания -- я не знаю.
А второй аккумулятор? Он сел только один раз. Это произошло после недельного простоя машины, потому что я простудился. И перед тем, как заболеть, я забыл отключить питание автомагнитолы. А она жрёт 150 миллиампер в выключенном состоянии. Этого как раз хватает на то, чтобы посадить аккумулятор за неделю.