Напишу, пока Телеграм не запретили.
Эта заметка -- вроде как историческое свидетельство того, как это было устроено на момент написания. В другом виде она вряд ли может выступать, т.к. сидящие в Телеграми сами всё знают, а не сидящим -- пофиг.
Основано всё на личных наблюдениях, а каналов в подписках у меня немного, так что если есть другие интересные подробности, которые вы знаете, прошу сообщить. После моих рассказов сестра сказала, что вКонтакте год назад наблюдались схожие явления.
Итак, что же рекламируют в Телеграме? Каналы. Канал Телеграма, в отличие от канала IRC -- не чат. Чат называется "группа". Канал Телеграма -- это лента новостей, которые вывешивают админы.
Одни каналы договариваются с другими о рекламе (я не знаю, как; в некоторых случаях это взаимный обмен -- там всё ясно; если взаимного обмена нет, то видимо как-то за это платятся деньги) и размещают свои рекламные посты.
Вот какие трюки используются для заманухи:
1. Тематика. В первую очередь -- деньги и сексуальность.
1.1. Денежные каналы -- это каналы про криптовалюты и про то, как можно заработать на дыре в сотовом операторе или в онлайн-казино (вроде такого: "меня обманул оператор, когда я у них работал, поэтому я хочу, чтобы все знали, как можно бесплатно пополнить баланс. Мы делали так: отправляешь смс на короткий номер...").
1.2. Сексуальность -- материалы порнографического характера, информация о сексе шутки на сексуальные темы.
Также мне известно, что в Телеграме много политических каналов, но видимо я вращаюсь в каком-то отдельном секторе, где реклама таких каналов почти не встречается.
При этом в рекламном посте может быть написано, что на канале что-то есть, но на самом деле этого там нет. Тематика канала может вообще не соответствовать заявленной. Например есть каналы, состоящие из рекламы других каналов и полуслезоточивых историй о том, как в транспорте старушке уступили лежачее место или спасли куриное яйцо от с'едения хищниками.
2. Скрытность. В посте даётся не полная информация, чтобы захотелось кликнуть.
2.1. Написано начало анекдота/истории, а конец ищите на канале (а там есть не всегда).
2.2. Написана загадка. Чтобы узнать отгадку, надо зайти на канал. При этом полного условия не даётся, так что загадку вы всё равно не угадаете. К чести людей, дающих такие посты, при переходе по ссылке зачастую ответ на загадку узнать всё же можно.
2.3. Содержимое канала нельзя посмотреть, пока не подпишешься. Используется в комбинации с пп. 2.1 и 2.2.
3. Намёк на исключительность. Сообщается, что вход на канал будет стоить сто-пицот биткоинов, но только сегодня вход бесплатный.
4. Навязывание оценки. Мне заранее сообщают, что канал, к примеру, "интересный" или "смешной". Будто я сам не разберусь.
5. Иллюзия выбора. Под рекламным постом делают две кнопки, которые ведут на одну и ту же ссылку. Например, "Посмотреть" и "Подписаться". В сочетании с п. 2.3 это просто смешно, т.к. не подписавшись -- не посмотришь. В случае с загадками -- "Узнать ответ" и "Я уже знаю ответ". Если знаю, зачем я буду кликать? Но самое смешное -- "Подписаться" и "Посмотреть анонимно" (в сочетании с п. 2.3, конечно). О каком анонимном просмотре может идти речь? Администраторы канала видят всех подписавшихся. Даже если вы отпишетесь сразу, посмотрев на это безобразие, информация о подписавшихся и отписавшихся видна администраторам ещё двое суток.
Бывает и стандартная реклама, без трюков. Обнаружил, что через трюковую рекламу я так в итоге ни на один канал и не подписался. А вот через стандартную рекламу -- бывало.