То есть, вот я, например. Наполнена ли событиями моя жизнь? Большими -- нет. Маленькими -- да. Но всё равно приходится выжимать и пересматривать раз за разом реальность, чтобы чиркануть пару строчек.
Но хочется, хочется событий.
В реальности допрыгаться до того, чтобы можно было писать целые мемуары, в принципе, можно. Есть люди, которые участвуют в боевых действиях, ходят в геологические экспедиции или совершают хадж. Как правило, такие штуки сопряжены с опасностью для жизни. Зато потом есть, что рассказать.
Что делают те, кому это слишком круто? Можно ввязаться в авантюру более низкого уровня. Например, сходить на рыбалку.
Рыболов хвастается перед приятелями (широко раздвигая руки):
-- Я вчера поймал вот такую рыбу!
Приятелям надоедает, и они связывают рыболову руки.
Рыболов (делая ладонями связаных рук круг):
-- И у нее был вот такой глаз!
И есть ещё одна возможность -- виртуальные миры. Виртуальные миры существуют в нескольких вариантах.
1. Неинтерактивные:
а) кино;
б) литература.
2. Интерактивные (игры):
а) компьютерные игры;
б) словесные игры, в т.ч. форумные.
Особенность виртуальных миров в том, что они позволяют участвовать в ПРИКЛЮЧЕНИИ (долго я избегал этого слова) по очень низкой стоимости. Риск минимален. Траты минимальны. Но переживания -- настоящие. И ситуации -- настоящие. По крайней мере, для персонажей.
Насколько эти ситуации реальны для реального человека? Это зависит от степени слияния человека и персонажа (от этого же зависит сила испытываемых эмоций). И вот тут наблюдается разница между виртуальными мирами. Неинтерактивные миры не позволяют человеку непосредственно участвовать в событиях. Он лишь наблюдатель. Участвовать в таком приключении всё равно что слушать чужую историю. Поэтому степень слияния низкая.
Если хочется иметь свою историю, то тут, конечно, следует обратиться к играм.
Про словесные и форумные игры ничего не скажу, поскольку никогда в них не участвовал. Буду благодарен, если кто-нибудь из читателей опишет словесные и форумные игры в свете того, о чём я пишу.
Далее я буду говорить об играх компьютерных.
Интерактивность компьютерной игры -- вовсе не залог того, что можно попасть в приключение. Игра может представлять собой т.н. "рельсы". Даже если рельсов нет, свобода действий и разнообразие происходящего с игроком могут быть сильно ограничены. То есть ключ -- вариативность.
Может быть, лучше всего подходят игры типа "песочница"? Почти. Песочница может страдать от двух вещей:
а) отсутствие конечной или даже промежуточной цели (хотя для некоторых игроков это плюс);
б) отсутствие (малое число) событий, не инициированных игроком.
В NetHack, мне кажется, хорошо соблюдён баланс между песочницей и RPG с сюжетом (я слышу крики: NetHack и есть песочница!). Свобода действий игрока не ограничена, однако общие направляющие, по которым надо идти, чтобы "проходить" игру -- известны.
1994-1995. The Longest-Lived Hacker Ever
Именно многообразие контента в NetHack, случайная генериация событий и окружения, а также глупость и невнимательность игрока приводят к тому, что в NetHack можно испытать настоящее приключение. А потом об этом рассказать.
Есть другие подобные игры, например широко известный Pixel Dungeon. В нём ситуация гораздо хуже -- потому что мало контента.
Не скромничая, скажу, что в NetHack я играю хорошо. Поэтому партия часто затягивается (то есть, персонаж долго не умирает). И каждая затянувшаяся партия для меня -- это и есть приключение. Да, рассказать цельный сюжет получается не каждый раз. Однако, на "рассказы с рыбалки" очень даже хватает.
Проблема в том, что поскольку я играю медленно и мало (да, 5-10 партий в год -- это мало), количество таких рассказов у меня очень ограничено. Ограничена и аудитория, которой можно их поведать (кому это понятно и интересно). Остаётся присаживаться на уши новичкам.
"Ооо, вот однажды я подох на Астральном Плане..."
Да, это был эпик конечно, на последнем уровне подохнуть. Но блин, это было три года назад. Все в нетхак-чатике это уже слышали. Может быть, кто-то даже думает "ну вот, опять он про свою смерть на астральном плане". Только руки мне особо не свяжешь, как тому рыбаку из анекдота выше. Потому что я модератор.
Но проблема отсутствия новых историй встречается часто, причём не только применительно к компьютерным играм. Корень этой проблемы в человеке, который по тем или иным причинам не сталкивается с чем-то интересным, а вовсе не в самом NetHack. То есть, вот играл бы я больше, было бы больше и историй.
NetHack в данном случае -- лишь среда, которая позволяет эти истории генерировать. Это -- возможность побывать наблюдателем и участником событий, а потом вспоминать и рассказывать о великолепном приключении.