Ещё со времён Half-Life 1 (а может и ещё раньше) в компьютерных играх для "тайного" перемещения между локациями используются вентиляционные ходы. И, что удивительно, входы в эти ходы всегда расположены так, что туда можно удобно забраться. И внутри их размер такой, что по ним удобно ползать. Естественно, ходы ведут именно туда, куда надо.

Но насколько это соответствует реальности, интересно?

Скажу честно, по вентиляциям я не специалист. Но то, что я видел, не пригодно для перемещения. Вентиляция во-первых, слишком узкая, а во-вторых, вертикальная.

Стоит обратиться к гуглокартинкам. Там всё-таки можно найти подходящие ходы. Но используются они для вентиляции помещений типа ангаров. Или для вентиляции магистрального уровня -- и в помещения всё равно выходят маленькие ходы. Вот, например:

ecoenergovent.ru/webroot/files/uploads/images/o...
ozontech.ru/wp-content/uploads/2018/01/201-1024...
ultrasale.ru/dbpics/379063.JPG

Может, конечно, в Америке вентиляцию делают именно так, как её показывают в играх, не знаю.

А ещё вентиляция в играх обычно чистенькая, хотя там на стенках такой трешак твориться должен!

Тем не менее, перемещения через вентиляцию очень узнаваемы. Если виден подходящий люк, сразу становится понятно, что делать дальше.