Мне досталось иллюстрированное издание с картинками Via Estelar, Эксмо, 2021 год, перевод Ибрагимовой. Картинки красивые, издание качественное, подойдёт и для чтения, и для подарка. Единственное, что мне в таких изданиях не нравится -- мелованная бумага. С ней гораздо красивее, но она очень легко заляпывается. Читайте в перчатках, что называется.
По поводу этой книги мне сестра уже давно плешь проела, но руки не доходили. Её тезисное изложение напоминало мне кое-о-чём. Судите сами:
-- Игроки собираются раз в сколько-то лет, чтобы играть в Игру;
-- Если победят, то исполнится их желание;
-- Игроки -- какие-то архетипические герои;
-- У каждого игрока есть волшебный помощник.
Это же -- Fate/Stay Night. Так я думал.
Но на деле оказалось совершенно не так. Повествование ведётся от лица собаки. И это больше выглядит как история о дружбе (!) и о переговорах с другими участниками. В FSN получалось, что каждый, во многом, сам за себя. И чем быстрее будут устранены соперники -- тем лучше. Тут ситуация обратная: половину отведённого времени устранять соперников -- вообще моветон. А вторую половину времени -- можно, но не всегда нужно. Бывает, что даже с врагом надо скооперироваться для взаимной выгоды.
Конфликт в книжке незамысловатый, но весьма душевный: половина игроков хотят разбудить фигурального Ктулху, а половина -- не хотят. При этом к какой команде относится тот или иной игрок -- заранее неизвестно, а кроме того можно переобуваться на ходу. Ну и надо понимать, что Открывающие, т.е. те, которые будят, это не всегда злодеи, а Закрывающие -- это не добряки. Волшебные помощники же по характеру и убеждениям тоже могут сильно отличаться от хозяев.
Скажу честно, книга мне не показалась похожей на другие желязновские книги, которые я читал (а читал я: Девять принцев Амбера, Ружья Авалона и Создания света, создания тьмы). Создания света -- сюрреализм (насколько я помню; читал очень давно), а это -- магический реализм. Амбер -- тоже магический реализм, но он какой-то... более прямолинейный, что ли. В этой же книжке приходится всё время самому разбираться вместе с персонажами, чтобы понять, что же всё-таки, блин, тут происходит. Это можно было бы назвать детективом, если бы тут были явные загадки и явные отгадки. Но это скорее напоминает познание реальности, или выяснение правил по ходу игры. Разбираться в этом интересно.
Напоследок скажу про отсылки. Часто пишут, что книга пестрит отсылками к старым фильмам, некоторым книжкам и мифологии. Так вот, отсылок МАЛО (не считая двух страниц прямых цитат из Лавкрафта). Есть авторы, добавляющие оммажи не только в образы персонажей, но и в реплики, сцены, сюжетные ходы. Здесь этого либо нет, либо я настоящий невежда. Да, в пояснениях в конце книги разобраны некоторые отсылки, и там действительно есть персонажи, с которыми я не знаком. Возможно, когда я с ними познакомлюсь, я увижу больше (а так почти всегда бывает), и пойму, что был неправ. Но пока вот так.