Рассмотрены принципы работы, достоинства, недостатки полосы для маршрутных транспортных средств. Оценена административная ответственность водителей за нарушение ПДД в этой области. Выдвинуты конструктивные предложения по усовершенствованию.А она называется именно так. Иногда её называют "полоса для общественного транспорта" или "полоса для автобусов". Это неправильно.
Товарищ Собянин обещал, что таких полос будет всё больше и больше. Это якобы ускорит езду общественного транспорта.
В воскресенье с ужасом обнаружил, что такие полосы ввели на Профсоюзной, причём в центр -- от самого МКАДа, а обратно не до самого МКАДа (может, ещё не дорисовали просто). А ведь всего неделю назад я шутил, что их введут на этой улице. Дошутился, называется.
Давайте сначала разберёмся, что такое полоса для общественного транспорта и как она функционирует.
(читать дальше)
Показать Правила
Выдержка из ПДД:
1. Общие положения.
<...>
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
<...>
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
<...>
18. Приоритет маршрутных транспортных средств.
<...>
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
...
Знаки:
![](http://s019.radikal.ru/i624/1205/79/614e20114fae.jpg)
(да простят меня те, у кого я украл эти картинки)
То есть, работает это до безобразия просто. Одна из полос об'является "запрещённой" и по ней могут ездить только автобусы. Итог: все стоят в пробке, а автобус с троллфейсом мчится. Но только по прямой. Если ему, не дай бог, стало нужно налево, всё становится печально. Но про это мы говорить не будем. Заметим, что такси не является маршрутным транспортным средством. Маршрутное такси вроде как удовлетворяет определению, но прямо не указано (и вообще, оно же не всегда на остановке останавливается... хм...). Автобус и троллейбус являются маршрутными транспортными средствами.
Естественно, я задался вопросом, сколько я буду должен государству, если отступлю от требований правил на этот счёт.
Показать штраф
[ФЗ №69 от 11 апреля 2011 года.]
...
Статья 3.
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <...> следующие изменения:
<...>
11) статью 12.17:
а) дополнить частью 11 следующего содержания:
"11. Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.";
б) дополнить частью 12 следующего содержания:
"12. Нарушение, предусмотренное частью 11 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.";
<...>
Статья 10.
<...>
4. Пункты 10 - 13 и 17 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2012 года.
...
tl;dr: в Москве, Петербурге с вас три тысячи, в остальных местах -- полторы. С июля 2012 года. До этого отдельного штрафа за езду по такой полосе не предусматривалось (т.е. в настоящий момент за это тоже штрафа нет).
Отдельно следует понять, сколько могут взять за пересечение сплошной (разметки 1.1) -- просто нарушение разметки обойдётся в те же 1.5,3к рублей, в зависимости от места совершения административного правонарушения. С июля 2012 года, опять таки. Пока -- 300 рублей. Будут ли штрафы за езду по полосе и пересечение разметки складываться -- вопрос.
Теперь две ситуации, виденные лично мной. Показать ситуации
1.
![](http://s019.radikal.ru/i624/1205/b2/e0a28dc74013.png)
И что теперь делать? Не в'езжать/не выезжать на территорию/двор? Разметку 1.1 (эту сплошную) пересекать запрещено. Да, около нашего дома тоже около года была двойная сплошная и свернуть можно было с дороги только с одной стороны. Может и тут исправят.
2.
![](http://s019.radikal.ru/i603/1205/63/9212ef857a34.png)
Ну тут всё понятно, но полоса для общественного транспорта разрушила существующую организацию движения. Дополнительная полоса теряет смысл, т.к. машинам надо проезжать сквозь полосу для маршрутных транспортных средств. Если дополнительная полоса для поворота направо уже забита, страждущие вынуждены либо блокировать полосу для автобусов (но туда только 1 машина влезает), либо блокировать второй (тут это третий) ряд. Картина маслом: крайний правый ряд на светофоре стоит -- забит, 2-й ряд для автобусов, 3-й заблокирован теми, кто не влез в крайний, а 4-й (крайний) -- теми, кто на перекрёстке хочет налево. А сигнал включится во вторник, ага (см. выше). В случае, с которого это рисовалось, правда, такого не случится, т.к. налево на этом перекрёстке поворота нет (зато есть на следующем и они расположены на расстоянии менее 100 метров), а стрелка направо на светофоре горит либо отдельно, либо вместе с основным зелёным, т.е. ситуация, когда всем зелёный, но все стоят, т.к. дорога перекрыта жаждущими направо, возникнуть не может. И тем не менее.
Другими словами, у этой концепции есть определённые проблемы.
Теперь немного об устройстве улицы Профсоюзной. Она очень длинная. Начинается она фактически на Проспекте 60-летия Октября, а заканчивается на Калужском шоссе. Фактически, идёт от ТТК до МКАД (более 10 км). В ней всегда три полосы (в каждую сторону), за исключение очень коротких уширений для поворотов налево/направо. В сторону области в районе ст. м. Профсоюзная есть смещение на один ряд влево, но после него всё равно остаются три ряда. В центре либо широкий газон (и там, где это так, есть множество мест для разворотов), либо отбойник, либо просто двойная сплошная. На большей части длины традиционно стоят на стоянке машины в крайней правой полосе (исключение: со стороны МКАДа от него до ст. м. Тёплый Стан не стоят). Другими словами, правая полоса не работает, в левой куча тех, кто хочет на разворот и для езды остаётся, фактически, только средняя полоса.
Теперь вводим на Профсоюзной полосу для маршрутных транспортных средств. К чему это ведёт?
1. В тех местах, где машины раньше стояли на стоянке, они больше стоять не будут! Это реальный профит для автобусов и фиолетово тем, кто едет мимо. Плохо тем, кто тут стоял.
2. В тех местах, где машины на стоянке не стояли, это сомнительно для автобусов (они и так по этой полосе ехали), и очень плохо для остальных, т.к. у них забирают лишнюю полосу. С учётом общей ширины, это сокращение "горлышка" в полтора раза. А с учётом напряжённости того самого участка МКАД -> Тёплый Стан -- ещё хуже.
3. Множество машин остаются без места для парковки. Их просто некуда девать. Для того, чтобы всё не коллапсировало, необходима постройка множества стоянок, причём не абы где, а где надо. Тут правда проблема -- платность. Не все захотят за деньги ставить свои машины.
4. Господа, выезжающие по правилам на автобусную полосу (при повороте направо с прилежащей дороги в местах, где автобусная полоса с прерывистой разметкой) в случае пробки будут вынуждены либо в нарушении правил ехать по этой полосе, либо стоять и ждать, пока их пропустят левее, блокируя эту самую полосу. Т.е. в случае пробки автобусы встанут в пробке тоже. Смысл теряется.
5. Заметим, что Профсоюзная идёт вдоль Калужско-Рижской линии метро. И идёт аж от станции Ленинский проспект (если Проспект 60-летия Октября Профсоюзной не считать -- то от Академической). Другими словами, автобусный маршрут повторяет метро-маршрут. Профит пассажирам от этого только в том случае, если автобусы будут ездить быстрее метро. В принципе, это реально, но тут надо как следует подготовиться, а не просто нарисовать эту полосу.
6. На Профсоюзной на эту разметку пока никто не смотрит (= однако скоро ситуация, скорее всего, изменится, как изменилась она на Ленинградском Проспекте и Проспекте Андропова. Изменится одним-единственным методом. Ловлей нарушителей и подверганию их процедуре.
Другими словами, у этой концепции проблемы не просто определённые, а ещё и довольно большие.
Мои предложения, которые никто слушать не будет: (показать)
1. Полосы вводить только на дорогах не повторяющих маршруты метро (например, на поперечных, типа Балаклавского проспекта), тогда быстро можно будет ездить не только в направлении веток метро.
2. Вводить полосы только при следующих условиях:
а) полоса отнимает 25% (или менее) ширины дороги в данном направлении (т.е. 4+ полосы в каждую сторону)
б) полоса отнимает 100% ширины дороги в данном направлении (все едут в одну сторону, а автобусы в другую; это может быть нужно для специфичных манёвров; в районе Вагоноремнотной улицы, например, такой участок есть).
3. Все с'езды во дворы должны быть обозначены прерывистой разметкой, чтобы можно было туда в'езжать и выезжать.
4. Местные уширения для остановок/поворотов направо должны быть заасфальтированы под тротуары.
5. Необходимо построить кучу парковок для сотен-тысяч машин, которым теперь негде парковаться. Но там особо негде это делать.
Отказ от ответственностиЕсли решите воспользоваться чем-то, что описано в этой статье, помните, что вы делаете это на свой страх и риск. Я не даю никаких гарантий, явных или подразумеваемых. Я не имею специально юридического образования, то есть, возможно, что в тексте есть ошибки. Если вы хотите знать точно, на сколько вас оштрафуют, обратитесь за юридической помощью. Также я не являюсь логистиком или дорожным инженером, т.е. мои предложения не обоснованы проведёнными исследованиями (даже симуляцией и тестами).
Всем счастливого пути (= .
UPD. (2012/05/26)
Теперь по выходным ездить по полосам для маршрутного транспорта в Москве можно, о чём повесили соответствующие знаки. Разметку не поправили, хотя теперь везде должна быть штриховая. А на Профсоюзной в сторону центра от МКАД до Тёплого стана все на эту полосы плевали и плюют. Да и в сторону области не особо. Также хотят разрешить езду по полосам таксистам с лицензией (вот это правильно).
>>