Воздержусь от личной оценки произошедшего, но поясню его, т.к. многие не поняли, что произошло.
(читать дальше)
Кто же победил?
Итак, согласно результатам, "Единая Россия" набрала 49.54% голосов. Это меньше половины. Однако в Думе она получила 238 мест. Из 450. Половина от 450 это 225. 238 больше, чем 225. Почему это произошло?
Дело в том, что согласно действующему законодательству, проценты голосов, отданные партиям, не преодолевшим семипроцентный барьер, распиливаются между прошедшими пропорционально тому, сколько процентов они получили. Другими словами, эти жалкие 3.5% процента были разделены между четырьмя партиями и "Единая Россия" получила ещё примерно 1.5% (цифры неточные, лень проверять). После этого у неё уже стало примерно 51%. Что уже больше половины. Те, кто голосовали за партии, которые не прошли, могут радоваться. Половину их голоса получила "Единая Россия", одну пятую -- коммунисты и ЛДПР со "Справедливой Россией" получили по одной десятой вашего голоса (опять-таки, примерно).
Простое и непростое большинство
Пусть есть n голосующих. Неважно, дума это, суд присяжных или выборы короля пиратов.
Простое большинство набирается -- проголосовавших за некоторый вариант ответа на голосовании как минимум n/2+1.
Квалифицированное (конституционное) большинство набирается -- проголосовавших за некоторый вариант ответа как минимум k*n, где 1/2<k<1. В Конституции РФ указаны доли 3/4, 2/3, 3/5 от общего количества в зависимости от того, какие вопросы решаются.
Примеры.
а) Пусть среди голосующих есть три группы (возможно, партии, но это неважно). У одной 40%, у остальных по 30% человек. У какой партии простое большинство? У какой конституционное?
Ответ: ни у какой. Хотя у первой и больше голосующих, простое большинство не набирается, т.к. меньше чем 50%+1 голос.
б) Пусть среди голосующих две группы. У одной 67%, у другой -- 34%. У которой конституционное большинство? У которой простое большинство?
Ответ: у первой оба большинства. Однако для решений, требующих 3/4 голосов, голосов первой партии будет недостаточно.
Что даёт квалифицированное большинство?
Разбирайтесь сами (прямая цитата из Конституции):
Отрывки из КонституцииСтатья 103
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Статья 104
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Статья 105
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2)
Статья 106
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Статья 107
1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
Статья 108
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
<...>
Статья 135
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Как я понял, не вчитываясь и не разбираясь как юрист (потому что я не юрист), конституционное большинство разных размеров Государственной Думе необходимо для поправок к Конституции, внесения изменений в федеральные конституционные законы (не путать с федеральными законами, федеральные конституционные круче) и в случае разногласий с Советом Федерации. Для остальных решений достаточно простого большинства, которое у "Единой России" есть.
Что же изменилось?
С политической точки зрения -- почти ничего. С социальной и гражданской -- кое-что.
Ссылке по теме
Интересная статья, спасибо за наводку Crassus
Результаты голосования (подробные, можно спуститься до уровня избирательного участка!)
Статистический анализ (подробный) результатов выборов 2007-2009 годов
Статистический анализ (краткий, предварительный) нынешних выборов
(читать дальше)
Кто же победил?
Итак, согласно результатам, "Единая Россия" набрала 49.54% голосов. Это меньше половины. Однако в Думе она получила 238 мест. Из 450. Половина от 450 это 225. 238 больше, чем 225. Почему это произошло?
Дело в том, что согласно действующему законодательству, проценты голосов, отданные партиям, не преодолевшим семипроцентный барьер, распиливаются между прошедшими пропорционально тому, сколько процентов они получили. Другими словами, эти жалкие 3.5% процента были разделены между четырьмя партиями и "Единая Россия" получила ещё примерно 1.5% (цифры неточные, лень проверять). После этого у неё уже стало примерно 51%. Что уже больше половины. Те, кто голосовали за партии, которые не прошли, могут радоваться. Половину их голоса получила "Единая Россия", одну пятую -- коммунисты и ЛДПР со "Справедливой Россией" получили по одной десятой вашего голоса (опять-таки, примерно).
Простое и непростое большинство
Пусть есть n голосующих. Неважно, дума это, суд присяжных или выборы короля пиратов.
Простое большинство набирается -- проголосовавших за некоторый вариант ответа на голосовании как минимум n/2+1.
Квалифицированное (конституционное) большинство набирается -- проголосовавших за некоторый вариант ответа как минимум k*n, где 1/2<k<1. В Конституции РФ указаны доли 3/4, 2/3, 3/5 от общего количества в зависимости от того, какие вопросы решаются.
Примеры.
а) Пусть среди голосующих есть три группы (возможно, партии, но это неважно). У одной 40%, у остальных по 30% человек. У какой партии простое большинство? У какой конституционное?
Ответ: ни у какой. Хотя у первой и больше голосующих, простое большинство не набирается, т.к. меньше чем 50%+1 голос.
б) Пусть среди голосующих две группы. У одной 67%, у другой -- 34%. У которой конституционное большинство? У которой простое большинство?
Ответ: у первой оба большинства. Однако для решений, требующих 3/4 голосов, голосов первой партии будет недостаточно.
Что даёт квалифицированное большинство?
Разбирайтесь сами (прямая цитата из Конституции):
Отрывки из КонституцииСтатья 103
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Статья 104
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Статья 105
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2)
Статья 106
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Статья 107
1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
Статья 108
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
<...>
Статья 135
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Как я понял, не вчитываясь и не разбираясь как юрист (потому что я не юрист), конституционное большинство разных размеров Государственной Думе необходимо для поправок к Конституции, внесения изменений в федеральные конституционные законы (не путать с федеральными законами, федеральные конституционные круче) и в случае разногласий с Советом Федерации. Для остальных решений достаточно простого большинства, которое у "Единой России" есть.
Что же изменилось?
С политической точки зрения -- почти ничего. С социальной и гражданской -- кое-что.
Ссылке по теме
Интересная статья, спасибо за наводку Crassus
Результаты голосования (подробные, можно спуститься до уровня избирательного участка!)
Статистический анализ (подробный) результатов выборов 2007-2009 годов
Статистический анализ (краткий, предварительный) нынешних выборов
@темы: Политика