<<
Верующим просьба дальше не читать, там может быть то, что может быть воспринято, как богохульство. Смею заверить, что богохульничать я не собирался, скорее это критический взгляд, однако без учёта того, что эта книга для кого-то является святыней. Но, сами понимаете, что могло получиться при таких стартовых условиях.
(готовы ли вы принять моё мнение? нажмите сюда, если готовы)
Как ни странно, но градус наркомании упал, или я просто привык. Сюжет вернулся. В этой книге, кроме всего прочего, Моисей проводит две переписи населения. Я не запомнил чисел, но факт в том, что из перечисленных во второй раз не было никого из тех, кто был перечислен в первый раз. Что соответствует Божьей каре, что типа никто из тех, кто кое-что сделал (см. далее) не войдёт в землю Ханаанскую. Понимаете, как будто их специально считали -- чтобы именно их и не впустить туда. Кому это было надо? У еврейского народа и так было много прегрешений и за любое из них можно было сделать что угодно. Но Бог выбрал именно такое наказание. Возвращаясь к теме инопланетян -- это было предлогом, чтобы забрать всех на опыты. А исчисление -- чтобы по спискам забирать ^_______^.
Очень понравился персонаж Валаам, хотя про него 3 слова написано буквально. Итак, некоторый царь хотел, чтобы Валаам проклял еврейский народ. А Валаам решил посоветоваться с Богом. Интересно то, что Бог говорил с Валаамом многократно (как же он являлся к нему? как к Аврааму? или как к Моисею?), при этом говорит ему, что он -- Господь его! Именно его. В итоге Бог разрешил ему ехать к тому царю, но с условием, что тот будет следовать Божьим указаниям. А дальше самое интересное! Ангел Господень не пускает Валаама, стоит посреди дороги! Что это? Бог же явно разрешил! Это Божья Внутренняя Несогласованность? И ещё один момент, что Валаам не видел этого ангела. Но потом Бог ему глаза отверз, ага. Но, наверное, это следовало делать несколько раньше (даже ослица видела!). И неясно, как вообще Валаам работал прорицателем, с неотверстыми глазами.
Также в книге подробно указано, у какого племени израилева какие границы будут (вы представляете -- границы государства написаны в его священном писании!). Рассмотрены некоторые вопросы передела земли и наследования.
Ещё интересная особенность еврейского права тех лет: Левиты получили вместо земель каждому -- "города". Много. При этом часть из них назывались "убежища для убийц". Фишка вот в чём: если некто совершил убийство по неосторожности до суда он может скрываться в этом городе. И из мести его не могут убить. Правда не поясняется, что же помешает мстителю убить в одном из этих городов, что не помешало ему убить вне этого самого города.
И ещё одна особенность -- после войны награбленное надо делить. При этом надо делиться с левитами в виде доли с награбленного. А половину воины должны отдавать простым гражданам. Система такая -- сначала воины дают половину гражданам, потом граждане и воины платят "налог" с награбленного левитам. При этом налог с воинов гораздо меньше.
Далее по тексту:
Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана. И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь.
Вот как просто с Богом! Хотя с точки зрения Бога, поведение правильное. Устрашение должно быть временным, а не постоянным. И прекратить его надо вовремя.
Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших. Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах; народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем. И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна. Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего; и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея. И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? <...> И сказал Господь Моисею: <...> Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте, — то и даст вам Господь мясо, и будете есть. не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней, но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта?
Очень интересный ход. Вообще евреи очень беспокойный народ. С ними сам Бог ходит, а они ещё возникают. И так постоянно.
Вот что было, когда народ сходил на разведку и увидел, что войско противника больно большое. Они испугались... и опять начали роптать! Бог сделал так:
И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его. Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей, и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном; и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне. Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря: Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода. Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе.
Это лучший момент во всём Пятикнижии, только момент с разбиванием скрижалей может с ним сравниться. Я просто валялся под столом, когда прочёл. Моисей взял Бога на слабо! И это пролило свет на моё давнишнее заблуждение касательно хождения по пустыне. Я всегда думал, что Моисей водил их по пустыне сорок лет, потому что Бог не хотел, чтобы в его народе были те, кто рождены рабами. А оказалось это было банальное наказание за непослушание.
И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору.
Посмотрел, кто такой Ваал-Фегор. Это же Бельфегор! Ахаха.
И сказал Господь Моисею и Аарону на горе Ор, у пределов земли Едомской, говоря: пусть приложится Аарон к народу своему; ибо он не войдет в землю, которую Я даю сынам Израилевым, за то, что вы непокорны были повелению Моему у вод Меривы; и возьми Аарона и Елеазара, сына его, и возведи их на гору Ор. и сними с Аарона одежды его, и облеки в них Елеазара, сына его, и пусть Аарон отойдет и умрет там. И сделал Моисей так, как повелел Господь. Пошли они на гору Ор в глазах всего общества, и снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. А Моисей и Елеазар сошли с горы. И увидело все общество, что Аарон умер, и оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней.
Тема не раскрыта. Что думал Аарон, всходя на гору? Он не кричал "я не хочу умирать"? Почему? Почему вообще и Аарон и Моисей умерли на вершине горы? А что похоронили его -- не написано. Возможно, инопланетяне просто его забрали, как и всех из первого исчисления. Кстати, Аарон и Моисей, оказывается, тоже провинились перед Богом, но я не совсем понял, чем, вот это место:
И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там. И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона; и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня.
И сказал Господь Моисею, говоря: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.
И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою.
Именно поэтому Бог умертвил Аарона "досрочно", не доходя до земли ханаанской. А Моисея умертвил на самом пороге (это написано во Второзаконии, но я уже заглянул в конец). Вот почему "именно поэтому"? Что они должны были сделать? Народ поить надо. Или Богу послышалось сомнение в его силе во фразе "разве нам из этой скалы извести для вас воду?" Но какие тут могут быть сомнения, Моисей этот трюк проделывал ещё в Исходе...
Короче, сложилось ощущение, что Бог искал предлог, чтобы их умертвить до входа в землю Ханаанскую. Зачем-то это было нужно. До этого тоже были поводы их поубивать -- Аарон, например, изготовил золотого тельца. Это же была провокация! А Моисей разбил скрижали. Да, он это сделал в сердцах, ничего плохого ввиду не имея про Бога. Но разбил же. Странно всё это.
Верующим просьба дальше не читать, там может быть то, что может быть воспринято, как богохульство. Смею заверить, что богохульничать я не собирался, скорее это критический взгляд, однако без учёта того, что эта книга для кого-то является святыней. Но, сами понимаете, что могло получиться при таких стартовых условиях.
(готовы ли вы принять моё мнение? нажмите сюда, если готовы)
Как ни странно, но градус наркомании упал, или я просто привык. Сюжет вернулся. В этой книге, кроме всего прочего, Моисей проводит две переписи населения. Я не запомнил чисел, но факт в том, что из перечисленных во второй раз не было никого из тех, кто был перечислен в первый раз. Что соответствует Божьей каре, что типа никто из тех, кто кое-что сделал (см. далее) не войдёт в землю Ханаанскую. Понимаете, как будто их специально считали -- чтобы именно их и не впустить туда. Кому это было надо? У еврейского народа и так было много прегрешений и за любое из них можно было сделать что угодно. Но Бог выбрал именно такое наказание. Возвращаясь к теме инопланетян -- это было предлогом, чтобы забрать всех на опыты. А исчисление -- чтобы по спискам забирать ^_______^.
Очень понравился персонаж Валаам, хотя про него 3 слова написано буквально. Итак, некоторый царь хотел, чтобы Валаам проклял еврейский народ. А Валаам решил посоветоваться с Богом. Интересно то, что Бог говорил с Валаамом многократно (как же он являлся к нему? как к Аврааму? или как к Моисею?), при этом говорит ему, что он -- Господь его! Именно его. В итоге Бог разрешил ему ехать к тому царю, но с условием, что тот будет следовать Божьим указаниям. А дальше самое интересное! Ангел Господень не пускает Валаама, стоит посреди дороги! Что это? Бог же явно разрешил! Это Божья Внутренняя Несогласованность? И ещё один момент, что Валаам не видел этого ангела. Но потом Бог ему глаза отверз, ага. Но, наверное, это следовало делать несколько раньше (даже ослица видела!). И неясно, как вообще Валаам работал прорицателем, с неотверстыми глазами.
Также в книге подробно указано, у какого племени израилева какие границы будут (вы представляете -- границы государства написаны в его священном писании!). Рассмотрены некоторые вопросы передела земли и наследования.
Ещё интересная особенность еврейского права тех лет: Левиты получили вместо земель каждому -- "города". Много. При этом часть из них назывались "убежища для убийц". Фишка вот в чём: если некто совершил убийство по неосторожности до суда он может скрываться в этом городе. И из мести его не могут убить. Правда не поясняется, что же помешает мстителю убить в одном из этих городов, что не помешало ему убить вне этого самого города.
И ещё одна особенность -- после войны награбленное надо делить. При этом надо делиться с левитами в виде доли с награбленного. А половину воины должны отдавать простым гражданам. Система такая -- сначала воины дают половину гражданам, потом граждане и воины платят "налог" с награбленного левитам. При этом налог с воинов гораздо меньше.
Далее по тексту:
Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана. И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь.
Вот как просто с Богом! Хотя с точки зрения Бога, поведение правильное. Устрашение должно быть временным, а не постоянным. И прекратить его надо вовремя.
Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших. Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах; народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем. И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна. Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего; и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея. И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? <...> И сказал Господь Моисею: <...> Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте, — то и даст вам Господь мясо, и будете есть. не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней, но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта?
Очень интересный ход. Вообще евреи очень беспокойный народ. С ними сам Бог ходит, а они ещё возникают. И так постоянно.
Вот что было, когда народ сходил на разведку и увидел, что войско противника больно большое. Они испугались... и опять начали роптать! Бог сделал так:
И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его. Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей, и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном; и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне. Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря: Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода. Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе.
Это лучший момент во всём Пятикнижии, только момент с разбиванием скрижалей может с ним сравниться. Я просто валялся под столом, когда прочёл. Моисей взял Бога на слабо! И это пролило свет на моё давнишнее заблуждение касательно хождения по пустыне. Я всегда думал, что Моисей водил их по пустыне сорок лет, потому что Бог не хотел, чтобы в его народе были те, кто рождены рабами. А оказалось это было банальное наказание за непослушание.
И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору.
Посмотрел, кто такой Ваал-Фегор. Это же Бельфегор! Ахаха.
И сказал Господь Моисею и Аарону на горе Ор, у пределов земли Едомской, говоря: пусть приложится Аарон к народу своему; ибо он не войдет в землю, которую Я даю сынам Израилевым, за то, что вы непокорны были повелению Моему у вод Меривы; и возьми Аарона и Елеазара, сына его, и возведи их на гору Ор. и сними с Аарона одежды его, и облеки в них Елеазара, сына его, и пусть Аарон отойдет и умрет там. И сделал Моисей так, как повелел Господь. Пошли они на гору Ор в глазах всего общества, и снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. А Моисей и Елеазар сошли с горы. И увидело все общество, что Аарон умер, и оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней.
Тема не раскрыта. Что думал Аарон, всходя на гору? Он не кричал "я не хочу умирать"? Почему? Почему вообще и Аарон и Моисей умерли на вершине горы? А что похоронили его -- не написано. Возможно, инопланетяне просто его забрали, как и всех из первого исчисления. Кстати, Аарон и Моисей, оказывается, тоже провинились перед Богом, но я не совсем понял, чем, вот это место:
И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там. И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона; и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня.
И сказал Господь Моисею, говоря: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.
И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою.
Именно поэтому Бог умертвил Аарона "досрочно", не доходя до земли ханаанской. А Моисея умертвил на самом пороге (это написано во Второзаконии, но я уже заглянул в конец). Вот почему "именно поэтому"? Что они должны были сделать? Народ поить надо. Или Богу послышалось сомнение в его силе во фразе "разве нам из этой скалы извести для вас воду?" Но какие тут могут быть сомнения, Моисей этот трюк проделывал ещё в Исходе...
Короче, сложилось ощущение, что Бог искал предлог, чтобы их умертвить до входа в землю Ханаанскую. Зачем-то это было нужно. До этого тоже были поводы их поубивать -- Аарон, например, изготовил золотого тельца. Это же была провокация! А Моисей разбил скрижали. Да, он это сделал в сердцах, ничего плохого ввиду не имея про Бога. Но разбил же. Странно всё это.
@темы: Книги
30.08.2012 в 20:11
Или Богу послышалось сомнение в его силе во фразе "разве нам из этой скалы извести для вас воду?"
Нет, это язык такой. "Разве" тут в другом значении. Это они как бы перед народом изображают неопределённость в том, откуда именно взять воду. "Мы отовсюду можем. Хотите, из скалы пустим?"
Кстати про сорок лет, вот теория: на самом деле предводители не имели представления, куда идут. Бродили 40 лет потому, что дороги не знали. И когда народ роптал, оправдывались, что это всё божий замысел.
01.09.2012 в 01:32
"Мне нужен новый Моисей" - в ответ подумал Бог.
01.09.2012 в 01:51
Кстати ещё интересно, что из-за того, что все, кто были в первой переписи, умерли -- не осталось свидетелей исхода. Точнее, даже если осталось, то они возрастом тогда были "малы". Но про это я ещё раз напишу в следующем (и последнем) посте по Пятикнижию.
01.09.2012 в 19:15
Ещё надо разрушить города тех народов, которые по недоразумению занимают землю обетованную. Разрушить, сжечь, разграбить и сделать всё остальное, что обычно делали армии, врываясь в захваченные города. Это дело Иисуса Навина. Вот и новый Моисей.