Оригинал: nethackwiki.com/wiki/Why_do_I_keep_dying%3F
Перевод на русский: zHz.
Зеркало: nethack-rutext.ru/doku.php?id=wiki:why_do_i_kee...
Эта заметка призвана дать основные рекомендации по выживанию и детально объясняет типичные заблуждения новичков. Она предназначена для новых игроков, которые чувствуют, что они "не понимают, как в это играть", умирая в каждой игре очень рано. Мы сконцентрируемся на ранней стадии игры и умышленно опустим многочисленные в NetHack исключения. Пройдите по ссылкам, если вы хотите леденящих душу подробностей или полное описание стратегии.
(Читать дальше)Примечание переводчика. Большая часть ссылок в этой версии была удалена (оставлены только необходимые). Версия со всеми ссылками находится на сайте-зеркале (там наличие такого большого числа ссылок оправдано).
Мы исходим из предположения, что вы уже поиграли (и умерли) несколько дюжин раз и знаете, как открывать двери и прочее. Если вы всё ещё не можете понять, что это за смешная @ на экране, сначала прочитайте замечательное Руководство (англ.: www.nethack.org/v343/Guidebook.html), которое идёт в комплекте с NetHack, сыграйте несколько игр, разберитесь, что к чему, после чего прочтите Руководство ещё раз. Попытайтесь отыскать многочисленные подсказки, которые вы просмотрели в первый раз (о да!), а потом возвращайтесь сюда.
Вы ведь заметили, что там написано по поводу написания "Элберет" (Elbereth) пальцами в пыли, не так ли? Пробовали ли вы так поступить, когда умерли в последний раз?
1 Однажды мне повезёт (the one lucky game)
Вы изредка слышите, что NetHack невозможно пройти, потому что для этого требуется очень много везения. Возможно, пройдут годы, прежде чем вам повезёт, вы найдёте палочку исполнения желаний (wand of wishing) в самом начале, и всё остальное тоже получится... Но это миф!
Если ваше выживание зависит от удачи, то у вас неправильная стратегия. Да, существуют несколько неизбежных способов умереть, типа ямы с отравленными шипами или ставшего притчей во языцех Гнома С Палкой Смерти (GWTWOD), но они представляют опасность лишь до тех пор, пока не предприняты соответствующий защитные меры. Действительно профессиональные игроки ухитряются вознестись в 80% игр. И они не получают больше палочек исполнения желаний, чем остальные.
Стоит отметить, что внутриигровая удача -- вообще из другой степи.
2 Перемещайтесь быстро, нажимайте клавиши медленно
Никогда не ходите в состоянии Загружен (Burdened) и хуже. Скорость -- важная характеристика. Когда вы перегружены (Stressed), средний противник успевает ударить вас дважды на каждый ваш ход. Ваше здоровье тает прямо на глазах. (Если вам нужно перетащить тяжёлый схрон со снаряжением, перемещайтесь только по знакомой территории и будьте готовы сбросить лишнее в случае появления опасности). По той же причине, палочка ускорения (wand of speed monster) или сапоги-скороходы (speed boots) -- ценная находка, которая позволяет уже вам бить (или бегать) быстрее врагов.
Примечание переводчика. Ходить в состоянии Загружен (Burdened), если на вас сапоги-скороходы (speed boots) или если вы себя ускорили палкой ускорения (wand of speed monster) – допустимо. В первом случае вы всё равно будете быстрее, чем большинство монстров, а во втором – скорость будет такой же.
Не используйте клавиши со стрелками для перемещения, потому что они позволяют перемещаться только горизонтально и вертикально, что требует в два раза больше ходов, если вам нужно пройти по диагонали. Если раскладка в стиле vi вам не нравится, возьмите за привычку применение цифровой панели.
С другой стороны, перемещаться следует медленно и осознанно. Вы не будете быстрее убегать от монстра, если увеличите скорость нажатия клавиш! Кроме того, никогда не зажимайте клавиши. Вместо этого используйте префиксы Shift-G, G или 5 на цифровой панели. Также полезна _, особенно, если после неё нажать > или < . Чтобы подождать, пока у вас восстановится здоровье, попробуйте n50. (если у вас включено использование цифровой панели) или 50. (если выключено). Все эти команды прекратят своё выполнение, как только появится что-либо опасное (или интересное). Значительная часть тактики NetHack -- приобретение полезных привычек.
Также вы можете найти полезным записывать где-нибудь то, что вы делаете. Кроме полезности этой информации как таковой, записи толкают на размышления.
3 Где путь вниз?
Каждая комната имеет выход. Ищите его при помощи пары нажатий s на каждый шаг вдоль стены, или в тупике в коридоре. Если все двери заперты и у вас нет инструментов, выбейте (kick) их, но это шумно и разбудит спящих монстров.
Каждый уровень имеет путь вниз. (Да, конечно же, есть Конец Шахт (Mines' End), Квест (Quest), Вибрирующий квадрат (Vibrating square)... постойте, зачем вы это всё читаете?) Посмотрите, нет ли на карте слишком большого пустого пространства, где может располагаться ещё не найденная комната, и поищите (как описано выше) вдоль расположенных рядом стен. Лестница вниз может быть закрыта предметом. (Да, в NetHack печеньки -- просто огромные!) Если на лестнице сидит эта жёлтая F, вы увидите эту самую лестницу, как только покинете комнату.
4 Набираемся опыта
Очевидно, что когда вы получаете новый уровень, у вас увеличивается здоровье и мана. Это ведёт к ошибочному мнению, что нужно рубить всё, что движется, чтобы быстрее получать новые уровни и тогда победа обеспечена. Это не так.
Не увеличивайте свой уровень без необходимости. С каждым уровнем опыта игра будет вам посылать всё более сложных монстров. Да, это нечестно. Важно, что ваше снаряжение (класс брони и т.д.) должно улучшаться одновременно, чтобы соответствовать вашему уровню. В противном случае вы просто не сможете оказать сопротивление недружелюбным монстрам. Повышайте уровень медленно, позволяя вашему питомцу делать большую часть работы. Старайтесь убивать только в случае прямой угрозы или голода.
5 ...И немедленно выпил
Просто не пейте зелья. Новички, которые несколько раз умерли от голода, могли подумать, что пить тоже нужно. К сожалению, совет Руководства по этому поводу ошибочен (там написано "Хотя существа могут долгое время обходиться без еды, существует физиологическая потребность в воде").
Потребности в воде нет. На самом деле, выпивание "зелья воды" (potion of water) является большим расточительством. Для этого зелья есть гораздо лучшее применение (создание святой воды).
Пить же из фонтанов откровенно опасно, поскольку это может привести к целому рядом негативных эффектов. Да, если вам исключительно повезёт, вы сможете загадать желание в самом начале игры, но шансы этого малы. Гораздо более вероятно, что вас окружат враждебные монстры. Помните правила выживания и "однажды мне повезёт"?
6 Трапеза
Вы пробовали есть трупы, но это вам напомнило русскую рулетку. Вы съели кобольда, но отравились. Следующим был шакал, который "был на вкус ужасным", но ничего особенного с вами не случилось, поэтому вы взяли с собой труп его дружка (они ходят по двое). Но вам опять не повезло, от него вы отравились насмерть. Поэтому вы решили, что есть трупы с пола это вообще некультурно и поклялись употреблять только "человеческую еду". В следующей игре вы умерли от голода ещё до того, как нашли хоть что-нибудь из еды. Ведь всё так и было?
Для начала, следует понять, что есть два типа отравления. Первое -- пищевое отравление (FoodPois), получаемое от старых ("заражённых", "tained") трупов. Это смертельно, но избежать этого легко. Ешьте трупы свежими. 60 ходов -- предел. Только лишай (lichen), ящерица (lizard) и трупы, хранящиеся в холодильнике, не стареют. Кроме того, следует помнить, что зомби (zombie) и другие подобные монстры были мертвы ещё до встречи с вами. Если вы "услышали какой-то шум" ("hear some noises"), а потом нашли труп дварфа, лучше считать, что это был дварф-зомби -- иначе бы ваш питомец его съел до вас.
Второй тип -- это яд. Некоторые монстры ядовиты (к примеру, те же кобольды). Если ваша кошка или собака ест труп, то вам его тоже можно. Хотя есть несколько исключений. Если вы съедите ядовитый труп, у вас могут уменьшиться показатели и здоровье, но напрямую это вас не убьёт. В отличие от первого типа отравления, от яда можно приобрести защиту (сопротивление ядам) и лучше это сделать как можно скорее. Кроме того, это защитит вас от упомянутой выше ямы с шипами, отравленных орочьих стрел и иных внезапных смертей. Некоторые роли/расы начинают игру, уже имея сопротивление ядам. Другие в безопасности после получения сообщения "Вы чувствуете себя здоровым" ("You feel healthy."). Кстати говоря, внимательно следите за всеми сообщениями "Вы чувствуете" и запоминайте, трупы каких монстров приводят к тем или иным сообщениям.
Разумеется, есть и "нормальная" еда. В сообществах, посвящённых рогаликам (rogue-like) такая еда называется "вечной" (permafood), потому что она не тухнет. Яйца (egg) и потроха (tripe ration) предназначены для питомцев, оставьте их на крайний случай.
Кроме того, если вы "Ослабли" (Weak) или "Теряете сознание" (Fainting) (но не раньше!), вы можете помолиться. Можно выжить питаясь вообще только одними молитвами.
7 Молитва
Большинство реальных религий поощряют регулярную молитву, однако Nethack -- это не реальность. В этом случае Руководство утверждает однозначно "#pray -- Молить богов о помощи". Боги NetHack будут абсолютно счастливы, если не услышат от вас молитву никогда. Если они решат, что вы постоянно ноете, то они быстро прекратят ваши страдания и пошлют за Амулетом Йендора кого-нибудь более достойного.
Молитва может вам помочь в рискованной ситуации, если применять её экономно. Перед тем, как помолиться повторно, следует подождать 700-1400 ходов, чем дольше -- тем лучше. Жертва (sacrifice) может сократить это время и имеет иные преимущества.
Примечание переводчика. Необходимо очень чётко представлять себе ситуации, от которых может спасти молитва. Если условия не выполняются -- не молитесь, молитва всё равно не поможет, но будет «израсходована» и придётся ждать следующей возможности помолиться. Один из примеров был приведён выше – статус голода должен быть «слабый» или «теряющий сознание». Если статус просто «голоден», молитва скорее всего не поможет (при некоторых условиях помощь всё же возможна, но начинающему игроку на это полагаться не следует). Что касается задержки до следующей молитвы -- практически проверенное время -- 1000 ходов. Поскольку задержка определяется случайным образом, есть небольшой шанс, что 1000 ходов окажутся недостаточными. Время для первой молитвы фиксировано: первый раз можно молиться после T:300.
8 Следим за питомцем
Мы уже научились следить за тем, что едят наши кошки и собаки (лошади мяса не едят), чтобы понять, что можно есть нам. Однако этим помощь от питомцев не ограничивается.
Поиск лучшей экипировки жизненно важен (см. выше "Набираемся опыта"). Несмотря на это, не следует напяливать на себя и брать в руки всё подряд -- предметы могут быть прокляты. Однако алтари, на которых можно проверить проклятость -- редкость. Просто выложите предмет на пол в месте, где вы сможете его наблюдать, и ждите. Питомцы не будут вставать на проклятые предметы, либо будут вставать "неохотно" (reluctantly). Если он встал на предмет без дополнительных сообщений, а тем более, если он его поднял, можно попробовать этот предмет примерить. Если сразу проверять на проклятость найденную вами броню и быстро понижать ваш класс брони при помощи подходящих находок, можно прожить значительно дольше.
Кроме того, питомец может остановить нимфу (nymph) до того, как она до вас доберётся, либо добыть вам рог (unicorn horn), убив мирного единорога (unicorn), которого вы не можете осквернить сами. Естественно, питомца может убить капитан стражи (Watch captain) в городе в шахтах (Minetown), либо раздражённый владелец магазина (если у вас боевая лошадь), так что держите питомца подальше от сильных монстров или усовершенствуйте его.
Прочитайте в Вики о том, что ещё может делать для вас питомец.
9 Идентификация
Попытка прочитать, выпить или выстрелить (из волшебной палочки) всё подряд -- это очевидный метод идентификации -- но он нелепо, фатально опасен, так что не делайте этого! В Вики об этом написано много, так что тут приводится только обзор для нетерпеливых:
Броня, оружие и амулеты довольно безопасны для прямой примерки после того, как проверите их на проклятость при помощи питомца. Несколько предметом имеют свойство проклинаться после надевания, но они редки и не угрожают жизни. Проверьте только заранее, что вы сможете оплатить такую покупку в магазине.
Кольца похожи, то есть их можно примерить после проверки на проклятость, с тремя исключениями: конфликт (ring of conflict), полиморф (ring of polymorph) и телепортация (ring of teleportation). Никогда не примеряйте кольца рядом с магазином или если у вас достаточно сильный питомец, чтобы убить вас за один удар. Снимите с себя нательную броню и накидку, если на вас что-нибудь ценное (например, плащ сопротивления магии (cloack of magic resistance)). Снимите кольцо спустя ход после надевания, чтобы свести шанс активации к минимуму, если, конечно, вы не полагаете, что сможете справиться с внезапным превращением в другого монстра или телепортацией в неизвестном направлении. В большинстве случаев, правда, вы не заметите явных эффектов и вам придётся прочесть свиток идентификации (scroll of identify), желательно, святой (blessed).
Волшебные палочки забавные. Напишите пальцем на полу Elbereth, а потом допишите что-нибудь при помощи волшебной палочки. Почти все идентифицируются после этого или, по крайней мере, дают подсказки. Шесть палочек не дают эффектов, но они не делают ничего особо важного. Никогда, ни при каких обстоятельствах не складывайте палочку, после которой надпись пропала, в вашу сумку для переноски (bag of holding), если не будете достоверно знать, что это палочка телепортации (wand of teleportation) или палочка невидимости (wand of make invisible), а не палочка отмены (wand of cancellation).
Примечание переводчика. Если положить палочку отмены в сумку для переноски, сумка взорвётся вместе со всем содержимым. Пока-пока. В UnNetHack содержимое пропадает не полностью, но всё равно это очень неприятно. Говорю по опыту.
Зелья сложные. Зелье "воды" всегда прозрачное (clear potion). Масло (potion of oil) загорится. если его применить (apply). Окуните (#dip) стрелу или дротик в проверяемое зелье, чтобы отсеять зелье превращения (potion of polymorph) и болезни (potion of sickness). Окунайте рог единорога в проверяемые зелья, чтобы превратить некоторые из них, имеющие негативный эффект, в воду. Остаётся как-то отсеять зелье сна (potion of sleep) и паралича (potion of paralysis), например, если вы увидите, как какой-нибудь монстр кинет их в вас, либо получив сопротивление от этой напасти при помощи кольца свободы действий (ring of free action). Остальные можно пить после проверки на проклятость.
Свитки -- кандидаты на идентификацию при помощи цен. Это сложно и нудно. Бросьте свиток в магазине (но не продавайте его). В некоторых случаях торговец может попытаться вас обмануть, так что повторите процедуру, если сомневаетесь. Умножьте цену на 2 (или на 3, если вы выглядите как турист), чтобы получить "базовую стоимость", которая примерно соответствует стоимости, по которой вам придётся покупать аналогичный товар. Так легко опознать свиток идентификации (scroll of identify, он самый дешёвый) с базовой ценой в 20. Следующие -- свиток света (scroll of light) за 50 и зачарования оружия (scroll of enchant weapon) за 60. 80 -- это либо свиток снятия проклятия (scroll of remove curse), либо зачарования брони (scroll of enchant armor). Два свитка в начале Сокобана -- свитки земли (scroll of earth). Всё остальное слишком сложно и/или рискованно, чтобы проверять, поэтому просто собирайте их, а потом прочтите святой свиток идентификации и узнайте, что это было.
10 Упражнение
Просто в качестве испытания, проверьте, насколько далеко вы сможете забраться, полностью полагаясь на своего питомца.
1) Сразу убейте нескольких монстров (чтобы можно было надёжно молиться).
2) После этого, при любой встрече с монстром, прячьтесь за своего котёнка.
3) Если вас окружили, напишите на полу один раз (!) Elbereth. Каждый ход добавляйте ещё одну Elbereth. Ждите, пока не прибудет котёнок, либо пока вы не сможете проскользнуть мимо монстров.
Примечание переводчика. Совет выше актуален для версии NetHack 3.4.3. В версии 3.6.0 Elbereth стирается при каждом отступлении монстра от вас, и действительна только первая Elbereth в надписи, поэтому если вы играете в версию 3.6.0, то Elbereth надо не дописывать, а стирать и писать заново (при попытке написать поверх, игра вас спросит, дописать или написать заново). И делать это после каждого сообщения «…turns to flee». Не забывайте после каждого написания проверять, как надпись получилась (нажмите двоеточие), т.к. шанс успешного написания всего лишь около 70%.
4) Всегда прячьтесь за своим котёнком. Если монстр слишком быстрый, добавляйте ещё Elbereth. Если монстр стреляет в вас или кидается, двигайтесь.
5) Полностью исследуйте уровень, прежде чем двигаться дальше, но не задерживайтесь надолго.
6) Крадите трупы у вашего питомца, если представится шанс, иначе -- молитесь, когда станете слабым от голода.
7) Монстров разрешается убивать только если вы всё ещё первого уровня. Используйте эту возможность экономно.
8) Запаситесь нормальной едой на чёрный день -- к примеру, если вы оголодали, но при этом недавно молились из-за низкого здоровья.
9) Контролируйте вашего котёнка: держите одну порцию потрохов в инвентаре, а остальные бросайте котёнку, используйте свисток (whistle) или непроклятый (!) ошейник (leash). Уводите котёнка от плавающих глаз (floating eye).
10) Проверяйте на проклятость и надевайте все найденные вами элементы брони для понижения класса брони.
11) Возможно, вам удастся найти иные полезные предметы, например, палочку ускорения (wand of speed monster). Выстрелите ей в себя и в своего котёнка. Избегайте кольца регенерации (ring of regeneration), которое удваивает скорость переваривания пищи (вы станете голодным в два раза быстрее).
12) Не становитесь нагруженным (Burdened). Делайте нычки около лестниц -- монстры не ходят, пока вы на другом уровне.
13) Если ваш питомец умер до того, как вырос до следующей формы (dog/housecat/horse), то вам не повезло -- обычно это является следствием ловушки на первых уровнях. Попробуйте ещё раз. Если же умрёте вы, то вы были слишком невнимательны. Попробуйте ещё!
Если вы никогда не пытались себя вести подобным образом, вы удивитесь, насколько далеко вы на самом деле можете забраться. Естественно, такая стратегия вам не поможет легко пройти игру. Но если вы действительно это читаете из-за того, что "постоянно умираете", как написано в заголовке, вы поймёте многое из этой попытки. Вполне возможно добраться до Оракула (Oracle), а если вам вдруг удастся добраться до священника в городе в шахтах, вы сможете попросить у него "священное покровительство" и продолжить уже с достаточно сильным персонажем.
Примечание переводчика. Поиском "священного покровительства" можно заняться только если вы пойдёте в шахты (см. Руководство). Оракул же расположен с основной ветви подземелий, а не в шахтах.
Перевод на русский: zHz.
Зеркало: nethack-rutext.ru/doku.php?id=wiki:why_do_i_kee...
Эта заметка призвана дать основные рекомендации по выживанию и детально объясняет типичные заблуждения новичков. Она предназначена для новых игроков, которые чувствуют, что они "не понимают, как в это играть", умирая в каждой игре очень рано. Мы сконцентрируемся на ранней стадии игры и умышленно опустим многочисленные в NetHack исключения. Пройдите по ссылкам, если вы хотите леденящих душу подробностей или полное описание стратегии.
(Читать дальше)Примечание переводчика. Большая часть ссылок в этой версии была удалена (оставлены только необходимые). Версия со всеми ссылками находится на сайте-зеркале (там наличие такого большого числа ссылок оправдано).
Мы исходим из предположения, что вы уже поиграли (и умерли) несколько дюжин раз и знаете, как открывать двери и прочее. Если вы всё ещё не можете понять, что это за смешная @ на экране, сначала прочитайте замечательное Руководство (англ.: www.nethack.org/v343/Guidebook.html), которое идёт в комплекте с NetHack, сыграйте несколько игр, разберитесь, что к чему, после чего прочтите Руководство ещё раз. Попытайтесь отыскать многочисленные подсказки, которые вы просмотрели в первый раз (о да!), а потом возвращайтесь сюда.
Вы ведь заметили, что там написано по поводу написания "Элберет" (Elbereth) пальцами в пыли, не так ли? Пробовали ли вы так поступить, когда умерли в последний раз?
1 Однажды мне повезёт (the one lucky game)
Вы изредка слышите, что NetHack невозможно пройти, потому что для этого требуется очень много везения. Возможно, пройдут годы, прежде чем вам повезёт, вы найдёте палочку исполнения желаний (wand of wishing) в самом начале, и всё остальное тоже получится... Но это миф!
Если ваше выживание зависит от удачи, то у вас неправильная стратегия. Да, существуют несколько неизбежных способов умереть, типа ямы с отравленными шипами или ставшего притчей во языцех Гнома С Палкой Смерти (GWTWOD), но они представляют опасность лишь до тех пор, пока не предприняты соответствующий защитные меры. Действительно профессиональные игроки ухитряются вознестись в 80% игр. И они не получают больше палочек исполнения желаний, чем остальные.
Стоит отметить, что внутриигровая удача -- вообще из другой степи.
2 Перемещайтесь быстро, нажимайте клавиши медленно
Никогда не ходите в состоянии Загружен (Burdened) и хуже. Скорость -- важная характеристика. Когда вы перегружены (Stressed), средний противник успевает ударить вас дважды на каждый ваш ход. Ваше здоровье тает прямо на глазах. (Если вам нужно перетащить тяжёлый схрон со снаряжением, перемещайтесь только по знакомой территории и будьте готовы сбросить лишнее в случае появления опасности). По той же причине, палочка ускорения (wand of speed monster) или сапоги-скороходы (speed boots) -- ценная находка, которая позволяет уже вам бить (или бегать) быстрее врагов.
Примечание переводчика. Ходить в состоянии Загружен (Burdened), если на вас сапоги-скороходы (speed boots) или если вы себя ускорили палкой ускорения (wand of speed monster) – допустимо. В первом случае вы всё равно будете быстрее, чем большинство монстров, а во втором – скорость будет такой же.
Не используйте клавиши со стрелками для перемещения, потому что они позволяют перемещаться только горизонтально и вертикально, что требует в два раза больше ходов, если вам нужно пройти по диагонали. Если раскладка в стиле vi вам не нравится, возьмите за привычку применение цифровой панели.
С другой стороны, перемещаться следует медленно и осознанно. Вы не будете быстрее убегать от монстра, если увеличите скорость нажатия клавиш! Кроме того, никогда не зажимайте клавиши. Вместо этого используйте префиксы Shift-G, G или 5 на цифровой панели. Также полезна _, особенно, если после неё нажать > или < . Чтобы подождать, пока у вас восстановится здоровье, попробуйте n50. (если у вас включено использование цифровой панели) или 50. (если выключено). Все эти команды прекратят своё выполнение, как только появится что-либо опасное (или интересное). Значительная часть тактики NetHack -- приобретение полезных привычек.
Также вы можете найти полезным записывать где-нибудь то, что вы делаете. Кроме полезности этой информации как таковой, записи толкают на размышления.
3 Где путь вниз?
Каждая комната имеет выход. Ищите его при помощи пары нажатий s на каждый шаг вдоль стены, или в тупике в коридоре. Если все двери заперты и у вас нет инструментов, выбейте (kick) их, но это шумно и разбудит спящих монстров.
Каждый уровень имеет путь вниз. (Да, конечно же, есть Конец Шахт (Mines' End), Квест (Quest), Вибрирующий квадрат (Vibrating square)... постойте, зачем вы это всё читаете?) Посмотрите, нет ли на карте слишком большого пустого пространства, где может располагаться ещё не найденная комната, и поищите (как описано выше) вдоль расположенных рядом стен. Лестница вниз может быть закрыта предметом. (Да, в NetHack печеньки -- просто огромные!) Если на лестнице сидит эта жёлтая F, вы увидите эту самую лестницу, как только покинете комнату.
4 Набираемся опыта
Очевидно, что когда вы получаете новый уровень, у вас увеличивается здоровье и мана. Это ведёт к ошибочному мнению, что нужно рубить всё, что движется, чтобы быстрее получать новые уровни и тогда победа обеспечена. Это не так.
Не увеличивайте свой уровень без необходимости. С каждым уровнем опыта игра будет вам посылать всё более сложных монстров. Да, это нечестно. Важно, что ваше снаряжение (класс брони и т.д.) должно улучшаться одновременно, чтобы соответствовать вашему уровню. В противном случае вы просто не сможете оказать сопротивление недружелюбным монстрам. Повышайте уровень медленно, позволяя вашему питомцу делать большую часть работы. Старайтесь убивать только в случае прямой угрозы или голода.
5 ...И немедленно выпил
Просто не пейте зелья. Новички, которые несколько раз умерли от голода, могли подумать, что пить тоже нужно. К сожалению, совет Руководства по этому поводу ошибочен (там написано "Хотя существа могут долгое время обходиться без еды, существует физиологическая потребность в воде").
Потребности в воде нет. На самом деле, выпивание "зелья воды" (potion of water) является большим расточительством. Для этого зелья есть гораздо лучшее применение (создание святой воды).
Пить же из фонтанов откровенно опасно, поскольку это может привести к целому рядом негативных эффектов. Да, если вам исключительно повезёт, вы сможете загадать желание в самом начале игры, но шансы этого малы. Гораздо более вероятно, что вас окружат враждебные монстры. Помните правила выживания и "однажды мне повезёт"?
6 Трапеза
Вы пробовали есть трупы, но это вам напомнило русскую рулетку. Вы съели кобольда, но отравились. Следующим был шакал, который "был на вкус ужасным", но ничего особенного с вами не случилось, поэтому вы взяли с собой труп его дружка (они ходят по двое). Но вам опять не повезло, от него вы отравились насмерть. Поэтому вы решили, что есть трупы с пола это вообще некультурно и поклялись употреблять только "человеческую еду". В следующей игре вы умерли от голода ещё до того, как нашли хоть что-нибудь из еды. Ведь всё так и было?
Для начала, следует понять, что есть два типа отравления. Первое -- пищевое отравление (FoodPois), получаемое от старых ("заражённых", "tained") трупов. Это смертельно, но избежать этого легко. Ешьте трупы свежими. 60 ходов -- предел. Только лишай (lichen), ящерица (lizard) и трупы, хранящиеся в холодильнике, не стареют. Кроме того, следует помнить, что зомби (zombie) и другие подобные монстры были мертвы ещё до встречи с вами. Если вы "услышали какой-то шум" ("hear some noises"), а потом нашли труп дварфа, лучше считать, что это был дварф-зомби -- иначе бы ваш питомец его съел до вас.
Второй тип -- это яд. Некоторые монстры ядовиты (к примеру, те же кобольды). Если ваша кошка или собака ест труп, то вам его тоже можно. Хотя есть несколько исключений. Если вы съедите ядовитый труп, у вас могут уменьшиться показатели и здоровье, но напрямую это вас не убьёт. В отличие от первого типа отравления, от яда можно приобрести защиту (сопротивление ядам) и лучше это сделать как можно скорее. Кроме того, это защитит вас от упомянутой выше ямы с шипами, отравленных орочьих стрел и иных внезапных смертей. Некоторые роли/расы начинают игру, уже имея сопротивление ядам. Другие в безопасности после получения сообщения "Вы чувствуете себя здоровым" ("You feel healthy."). Кстати говоря, внимательно следите за всеми сообщениями "Вы чувствуете" и запоминайте, трупы каких монстров приводят к тем или иным сообщениям.
Разумеется, есть и "нормальная" еда. В сообществах, посвящённых рогаликам (rogue-like) такая еда называется "вечной" (permafood), потому что она не тухнет. Яйца (egg) и потроха (tripe ration) предназначены для питомцев, оставьте их на крайний случай.
Кроме того, если вы "Ослабли" (Weak) или "Теряете сознание" (Fainting) (но не раньше!), вы можете помолиться. Можно выжить питаясь вообще только одними молитвами.
7 Молитва
Большинство реальных религий поощряют регулярную молитву, однако Nethack -- это не реальность. В этом случае Руководство утверждает однозначно "#pray -- Молить богов о помощи". Боги NetHack будут абсолютно счастливы, если не услышат от вас молитву никогда. Если они решат, что вы постоянно ноете, то они быстро прекратят ваши страдания и пошлют за Амулетом Йендора кого-нибудь более достойного.
Молитва может вам помочь в рискованной ситуации, если применять её экономно. Перед тем, как помолиться повторно, следует подождать 700-1400 ходов, чем дольше -- тем лучше. Жертва (sacrifice) может сократить это время и имеет иные преимущества.
Примечание переводчика. Необходимо очень чётко представлять себе ситуации, от которых может спасти молитва. Если условия не выполняются -- не молитесь, молитва всё равно не поможет, но будет «израсходована» и придётся ждать следующей возможности помолиться. Один из примеров был приведён выше – статус голода должен быть «слабый» или «теряющий сознание». Если статус просто «голоден», молитва скорее всего не поможет (при некоторых условиях помощь всё же возможна, но начинающему игроку на это полагаться не следует). Что касается задержки до следующей молитвы -- практически проверенное время -- 1000 ходов. Поскольку задержка определяется случайным образом, есть небольшой шанс, что 1000 ходов окажутся недостаточными. Время для первой молитвы фиксировано: первый раз можно молиться после T:300.
8 Следим за питомцем
Мы уже научились следить за тем, что едят наши кошки и собаки (лошади мяса не едят), чтобы понять, что можно есть нам. Однако этим помощь от питомцев не ограничивается.
Поиск лучшей экипировки жизненно важен (см. выше "Набираемся опыта"). Несмотря на это, не следует напяливать на себя и брать в руки всё подряд -- предметы могут быть прокляты. Однако алтари, на которых можно проверить проклятость -- редкость. Просто выложите предмет на пол в месте, где вы сможете его наблюдать, и ждите. Питомцы не будут вставать на проклятые предметы, либо будут вставать "неохотно" (reluctantly). Если он встал на предмет без дополнительных сообщений, а тем более, если он его поднял, можно попробовать этот предмет примерить. Если сразу проверять на проклятость найденную вами броню и быстро понижать ваш класс брони при помощи подходящих находок, можно прожить значительно дольше.
Кроме того, питомец может остановить нимфу (nymph) до того, как она до вас доберётся, либо добыть вам рог (unicorn horn), убив мирного единорога (unicorn), которого вы не можете осквернить сами. Естественно, питомца может убить капитан стражи (Watch captain) в городе в шахтах (Minetown), либо раздражённый владелец магазина (если у вас боевая лошадь), так что держите питомца подальше от сильных монстров или усовершенствуйте его.
Прочитайте в Вики о том, что ещё может делать для вас питомец.
9 Идентификация
Попытка прочитать, выпить или выстрелить (из волшебной палочки) всё подряд -- это очевидный метод идентификации -- но он нелепо, фатально опасен, так что не делайте этого! В Вики об этом написано много, так что тут приводится только обзор для нетерпеливых:
Броня, оружие и амулеты довольно безопасны для прямой примерки после того, как проверите их на проклятость при помощи питомца. Несколько предметом имеют свойство проклинаться после надевания, но они редки и не угрожают жизни. Проверьте только заранее, что вы сможете оплатить такую покупку в магазине.
Кольца похожи, то есть их можно примерить после проверки на проклятость, с тремя исключениями: конфликт (ring of conflict), полиморф (ring of polymorph) и телепортация (ring of teleportation). Никогда не примеряйте кольца рядом с магазином или если у вас достаточно сильный питомец, чтобы убить вас за один удар. Снимите с себя нательную броню и накидку, если на вас что-нибудь ценное (например, плащ сопротивления магии (cloack of magic resistance)). Снимите кольцо спустя ход после надевания, чтобы свести шанс активации к минимуму, если, конечно, вы не полагаете, что сможете справиться с внезапным превращением в другого монстра или телепортацией в неизвестном направлении. В большинстве случаев, правда, вы не заметите явных эффектов и вам придётся прочесть свиток идентификации (scroll of identify), желательно, святой (blessed).
Волшебные палочки забавные. Напишите пальцем на полу Elbereth, а потом допишите что-нибудь при помощи волшебной палочки. Почти все идентифицируются после этого или, по крайней мере, дают подсказки. Шесть палочек не дают эффектов, но они не делают ничего особо важного. Никогда, ни при каких обстоятельствах не складывайте палочку, после которой надпись пропала, в вашу сумку для переноски (bag of holding), если не будете достоверно знать, что это палочка телепортации (wand of teleportation) или палочка невидимости (wand of make invisible), а не палочка отмены (wand of cancellation).
Примечание переводчика. Если положить палочку отмены в сумку для переноски, сумка взорвётся вместе со всем содержимым. Пока-пока. В UnNetHack содержимое пропадает не полностью, но всё равно это очень неприятно. Говорю по опыту.
Зелья сложные. Зелье "воды" всегда прозрачное (clear potion). Масло (potion of oil) загорится. если его применить (apply). Окуните (#dip) стрелу или дротик в проверяемое зелье, чтобы отсеять зелье превращения (potion of polymorph) и болезни (potion of sickness). Окунайте рог единорога в проверяемые зелья, чтобы превратить некоторые из них, имеющие негативный эффект, в воду. Остаётся как-то отсеять зелье сна (potion of sleep) и паралича (potion of paralysis), например, если вы увидите, как какой-нибудь монстр кинет их в вас, либо получив сопротивление от этой напасти при помощи кольца свободы действий (ring of free action). Остальные можно пить после проверки на проклятость.
Свитки -- кандидаты на идентификацию при помощи цен. Это сложно и нудно. Бросьте свиток в магазине (но не продавайте его). В некоторых случаях торговец может попытаться вас обмануть, так что повторите процедуру, если сомневаетесь. Умножьте цену на 2 (или на 3, если вы выглядите как турист), чтобы получить "базовую стоимость", которая примерно соответствует стоимости, по которой вам придётся покупать аналогичный товар. Так легко опознать свиток идентификации (scroll of identify, он самый дешёвый) с базовой ценой в 20. Следующие -- свиток света (scroll of light) за 50 и зачарования оружия (scroll of enchant weapon) за 60. 80 -- это либо свиток снятия проклятия (scroll of remove curse), либо зачарования брони (scroll of enchant armor). Два свитка в начале Сокобана -- свитки земли (scroll of earth). Всё остальное слишком сложно и/или рискованно, чтобы проверять, поэтому просто собирайте их, а потом прочтите святой свиток идентификации и узнайте, что это было.
10 Упражнение
Просто в качестве испытания, проверьте, насколько далеко вы сможете забраться, полностью полагаясь на своего питомца.
1) Сразу убейте нескольких монстров (чтобы можно было надёжно молиться).
2) После этого, при любой встрече с монстром, прячьтесь за своего котёнка.
3) Если вас окружили, напишите на полу один раз (!) Elbereth. Каждый ход добавляйте ещё одну Elbereth. Ждите, пока не прибудет котёнок, либо пока вы не сможете проскользнуть мимо монстров.
Примечание переводчика. Совет выше актуален для версии NetHack 3.4.3. В версии 3.6.0 Elbereth стирается при каждом отступлении монстра от вас, и действительна только первая Elbereth в надписи, поэтому если вы играете в версию 3.6.0, то Elbereth надо не дописывать, а стирать и писать заново (при попытке написать поверх, игра вас спросит, дописать или написать заново). И делать это после каждого сообщения «…turns to flee». Не забывайте после каждого написания проверять, как надпись получилась (нажмите двоеточие), т.к. шанс успешного написания всего лишь около 70%.
4) Всегда прячьтесь за своим котёнком. Если монстр слишком быстрый, добавляйте ещё Elbereth. Если монстр стреляет в вас или кидается, двигайтесь.
5) Полностью исследуйте уровень, прежде чем двигаться дальше, но не задерживайтесь надолго.
6) Крадите трупы у вашего питомца, если представится шанс, иначе -- молитесь, когда станете слабым от голода.
7) Монстров разрешается убивать только если вы всё ещё первого уровня. Используйте эту возможность экономно.
8) Запаситесь нормальной едой на чёрный день -- к примеру, если вы оголодали, но при этом недавно молились из-за низкого здоровья.
9) Контролируйте вашего котёнка: держите одну порцию потрохов в инвентаре, а остальные бросайте котёнку, используйте свисток (whistle) или непроклятый (!) ошейник (leash). Уводите котёнка от плавающих глаз (floating eye).
10) Проверяйте на проклятость и надевайте все найденные вами элементы брони для понижения класса брони.
11) Возможно, вам удастся найти иные полезные предметы, например, палочку ускорения (wand of speed monster). Выстрелите ей в себя и в своего котёнка. Избегайте кольца регенерации (ring of regeneration), которое удваивает скорость переваривания пищи (вы станете голодным в два раза быстрее).
12) Не становитесь нагруженным (Burdened). Делайте нычки около лестниц -- монстры не ходят, пока вы на другом уровне.
13) Если ваш питомец умер до того, как вырос до следующей формы (dog/housecat/horse), то вам не повезло -- обычно это является следствием ловушки на первых уровнях. Попробуйте ещё раз. Если же умрёте вы, то вы были слишком невнимательны. Попробуйте ещё!
Если вы никогда не пытались себя вести подобным образом, вы удивитесь, насколько далеко вы на самом деле можете забраться. Естественно, такая стратегия вам не поможет легко пройти игру. Но если вы действительно это читаете из-за того, что "постоянно умираете", как написано в заголовке, вы поймёте многое из этой попытки. Вполне возможно добраться до Оракула (Oracle), а если вам вдруг удастся добраться до священника в городе в шахтах, вы сможете попросить у него "священное покровительство" и продолжить уже с достаточно сильным персонажем.
Примечание переводчика. Поиском "священного покровительства" можно заняться только если вы пойдёте в шахты (см. Руководство). Оракул же расположен с основной ветви подземелий, а не в шахтах.
16.02.2015 в 12:19
Хороший совет цепляет глаз!
16.02.2015 в 12:42
10.09.2016 в 18:10
Короче говоря, надев что-либо на себя надо, по возможности, постараться понять что и на сколько изменилось...
10.09.2016 в 18:54
Что касается визарда, по которому я большой специалист, то я заявляю, что в некоторых случаях лучше даже надеть металлическую нательную броню, например, если это мифрил. Если АЦ 0 и ниже, можно на начальных этапах на магию вообще забить (а рубить всех даггером, т.к. потом всё равно придётся переходить на Меджикбейн). А использовать магию как основное средство атаки до того, как будет подобран квестовый артефакт -- плохая идея. Мана кончается очень быстро. При нахождении studded leather armor я, конечно же, надеваю её (вы правильно указали на уменьшение маг. навыков). А железные сапоги и шлем надеваю всегда. Их много, и на начальном этапе иных способов понизить класс (а это приоритет) -- почти нету. Самые популярные же заклинания -- форс болт, лечение, сон, меджик миссайл -- имеют низкие уровни и хорошо кастуются даже с железным шлемом и сапогами.
Что касается оружия, то часть классов начинают с хорошим оружием -- и до получения артефакта брать другое смысла нет. Те же классы, которые начинают с открывалкой и прочим, вынуждены искать оружие самостоятельно. В данном случае я рекомендую следующую последовательность: orcish dagger -> dagger -> elven dagger -> нормальное оружие. Нормальное -- это то, в котором ваш класс не ограничен (можно продвинуться хотя бы до basic). Обычно это unicorn horn или dwarvish mattock, их легко найти. Ну или Magicbane. Особняком тут стоит монах, у которого почти нет оружейных навыков, но он должен работать без оружия. В конце, как правило, даже монахи добывают себе артефакт. Какой-нибудь лонгсворд или броадсворд (для хаотиков). Если он получен от бога, то навык разблокируется автоматом.
Это я пишу, чтобы показать, что довольно редко нужно брать в руки новое оружие. А вот определять, какое оружие лучше, довольно дорогое удовольствие. Если класс брони определяется автоматом при надевании, то единственный способ определить оружие -- применить формальную идентификацию. Поэтому, если оружие не проклято, предпочтительнее использовать его (а непроклятое всегда будет 0 или больше, если только не на уровнях с костями -- там могут быть отклонения), а не выбирать другое такое же, но получше (в смысле, искать замену даггера +0 на даггер +1).
>>Короче говоря, надев что-либо на себя надо, по возможности, постараться понять что и на сколько изменилось...
Это естественно. Есть даже трюки разные, как определить то, что не определяется само. Например, нацепили амулет -- стреляете в стенку из палочки (не из любой, нужна т.н. "лучевая"). Отражается от стенки, а потом смотрите -- отразится от вас или нет? Если отразилось, значит амулет отражения.
Вообще, статья эта для совсем начинашек и, мне кажется, для начинашек самое то.
14.08.2017 в 13:10
1. Во многих руководствах написано, что с помощью их можно воровать вещи из магазина, но как это делать я не понял.
2. Каким образом улучшаются питомцы? И все ли могут подвергнуться улучшению?
3. И ими вообще возможно как-то управлять?
14.08.2017 в 13:39
2. Улучшение есть двух видов:
а) питомцы растут и переходят в следующую форму (если она у них есть), например, kitten->housecat. Если следующей формы нет, всё равно каждое убийство питомцем врага поднимает им хп, пока не дойдёт до капа. Это происходит автоматом, т.к. питомец сам по себе борется с теми, кого встретит. Считается только добивающий удар по монстру.
б) питомца можно превратить в совершенно другой вид при помощи полиморфа. Эффективнее всего использовать для этого ловушки полиморфа, которые встречаются ниже 8-10 уровня. Встаёшь сам в такую ловушку (нужно иметь сопротивление магии, которое по-умолчанию есть только у волшебника, а то сам превратишься), ждёшь, пока подойдёт питомец вплотную, а потом нажимаешь стрелку в его сторону. Происходит т.н. displace: вы поменяетесь местами и питомец окажется в ловушке. С некоторым шансом он окажется превращён в другого случайного монстра. Если получился плохой, попробовать ещё раз. Некоторые монстры превращаются очень редко (можно 10, 20 раз запихивать его в ловушку, а он всё не превращается), а некоторые иммунны к превращению -- их дальше улучшать нельзя. Но иммунных мало.
3. Алгоритмом -- нет. Но есть прибамбасы, упрощающие работу:
а) свисток, желательно волшебный. Обычный свиток при дуновении увеличивает шансы того, что питомец пойдёт в твою сторону, а не будет болтаться вдали. Волшебный же принудительно его телепортирует вплотную к тебе. Это удобно как раз для магазинов. Стоишь в дверях, видишь -- котёнок подобрал нужную вещь. Дуешь в свисток -- котёнок оказался снаружи. Войти не может, т.к. ты перегородил проход. Ждёшь, пока выбросит вещь. Если котёнок оказался внутри, дуешь ещё раз. Волшебный и обычный свисток легко отличаются, если в них разок дунуть. Strange whistling sound -- это волшебный.
б) можно надеть на питомца ошейник, тогда он не будет отходить дальше, чем на одну клетку.
14.08.2017 в 16:35
14.08.2017 в 17:50
19.08.2017 в 22:37
19.08.2017 в 23:59
23.08.2017 в 12:55
23.08.2017 в 13:17
Главная странность, что на тебе была броня серого дракона, у которого сопротивление ловушкам превращения. Как тебе удалось превратиться-то? В себя неизвестными палочками стрелял? Из раковины пил?
23.08.2017 в 14:12
23.08.2017 в 16:15