Не то чтобы мы не производили ничего серийного. Но заказов на несколько экземпляров изделий сразу нам обычно не поступает. Заказывают один. Мы его делаем и поставляем.
И тут мы придумали такой прибор, которого заказали сразу 15 штук. Это -- партия.
В отличие от большинства других приборов, данный -- довольно маленький и довольно дешёвый. Кроме того, он имеет не только научное применение, как остальные, но и промышленно-бытовое.
Когда я учился в институте, нам один препод, всю жизнь занимавшийся научной деятельностью, говорил -- старайтесь браться за контракты по НИР (научно-исследовательская работа) и не браться за ОКР (опытно-конструкторская разработка). Потому что второе -- геморрой.
Так вот, серийное производство -- ещё больший геморрой. Ниже я описываю, что я приметил, пока участвовал в серийном производстве изделий.
(читать дальше)1. Если ваш первый опытный образец заработал, это ничего не значит. Когда вы попытаетесь собрать ещё один, в нём что-нибудь будет не так. Это детские болезни. Некоторые функции работали в опытном образце чудом (по случайности). Особенно тяжело, если кроме электронно-программной части есть ещё и механическая. Об этом я уже писал. Также возможно, что неполадка связана с тем, что первичные сборщики неправильно представляют себе, как прибор должен работать, поэтому что-то делают не так.
2. Когда вы соберёте пять приборов, все они будут работать немного по-разному. И никто не будет работать -- как надо.
3. Очевидно, что по законам Мёрфи требуется всех деталей заказывать с запасом в 10-20%. И это может не помочь, если вы по опыту не знаете, каков будет процент брака среди компонентов. Так, по одному из компонентов у 50% пришедших экземпляров характеристики не соответствовали заявленным. Пришлось заказывать ещё одну партию.
4. А почему у 50% не соответствовали характеристики? Потому что мы решили сэкономить и приобрели партию компонентов из Китая. И дело не в Китае (откуда могут приходить весьма качественные изделия), а в низкой цене. Правило про то, что скупой платит дважды, при серийном производстве очень заметно (и желание сэкономить тоже велико). Особенно при первой партии, когда ещё неизвестно, на чём экономить можно, а на чём -- нельзя. Поэтому желательно заказывать если не дорогие, то хотя бы проверенные компоненты.
5. Полусобранные приборы должны иметь чёткую унифицированную маркировку. Мы имели проблемы из-за того, что у нас было ТРИ типа нумерации. Один тип нумерации ввели первичные сборщики, которые всё скручивали (они нумеровали каждый крупный узел комплекта, и правильно делали). Но у нас было две модификации прибора, и они зачем-то у обоих модификаций начали отсчёт с единицы. Это вызывало путаницу. Вторую нумерацию ввёл я, она была сквозная и по формату номера легко отличима от нумерации сборщиков. Но этим дело не кончилось, т.к. потом приборам присвоили серийные номера. И это была третья нумерация.
6. Про серийные номера. Чтобы никто не знал, сколько приборов на самом деле, можно ввести нумерацию из заведомо большего числа цифр, а назначать номера случайным образом. Встречал такой метод у дружественной организации. Воспользовались им и мы. Но на этапе сборки и наладки обсуждать проблемы конкретных экземпляров, называя их по шестизначным номерам, крайне неудобно. Проще говорить "у шестого отвалилась земля", к примеру.
7. Должна быть база данных о том, что с каким прибором происходит. У нас было две базы данных. Первая -- это были наклейки, которые клеили на прибор при обнаружении неполадок (с соответствующей информацией), потом клеили наклейку об исправлении неполадок, а после проверки наклейки сдирали и рвали на кусочки. Это очень удобно, хотя можно было организовать то же самое и в электронном виде. Вторая база данных -- это была таблица, в которой помечались некоторые краеугольные исправления, которые мы хотели провести во всех приборах. Например, мы поняли, что сервоприводы с пластиковыми шестерёнками плохо работают. Нужны с металлическими. Вводим колонку "замена сервоприводов". По мере замены в приборах, в строках таблицы ставятся плюсики.
8. Очевидно, должна быть нумерация версий прошивки (если таковая имеется). Каждая версия прошивки должна иметь собственный коммит в системе контроля версий. Об этом я уже писал.
9. Все будут лапать корпус прибора. Поэтому покрытие должно полохо заляпываться. А если заляпывается, то надо делать его таким, чтобы его можно было легко отчистить. А не то, что спиртом мазнул -- краска сползла.
10. Если есть 3d-принтер, то это очень поможет. Обязательно какие-нибудь детали окажутся сделанными не так. Если у вас в распоряжении нету собственного станка, то изготовление новых версий деталей может затянуться. Или влететь в копеечку. У нас есть отдел со станками, но он постоянно загружен, поэтому изготовления можно ждать очень долго. Естественно, на 3д-принтере можно печатать только внутренние детали (т.к. напечатанное выглядит убого), хотя в соседнем отделе для серийного же производства стали печатать и внешние детали тоже (по согласованию с заказчиком).
11. Ещё про корпус. Сервисные раз'ёмы, которые потребуется использовать в процессе наладки, должны быть легко доступны. Делать раз'ём без выхода наружу (или на дне) -- не лучший вариант.
12. И ещё про корпус. Не надо закручивать все винты прибора до конца, пока тот не пройдёт хотя бы базовое тестирование. Придётся же раскручивать.
13. Модульность/ремонтопригодность. Сборка первой партии -- это непрерывный ремонт. Можно сэкономить кучу времени, если будет возможность заменять основные узлы путём простого перетыкания раз'ёмов и откручивания/закручивания пары винтов. Что там, не работает кнопка? Оп, заменил. Запасные должны быть в соответствии с п. 3.
14. Все винты внутри должны быть посажены на красу/фиксатор резьбы. А то в процессе перевозки всё обязательно разболтается. Но в соответствии с п. 12, сразу сажать на краску не надо. Всё равно придётся откручивать.
15. Будьте готовы к тому, что вам придётся выделить специальных сотрудников, которые будут долгое время заниматься только этими приборами. Кто-то должен заниматься первичной сборкой, кто-то наладкой, кто-то тестированием. И это должны быть разные люди, иначе процесс будет идти слишком медленно.
16. Документации много не бывает. Чем лучше нарисованы схемы о том, что к чему подключается, что как паяется и т.п., тем меньше будет ошибок сборки и постоянных вопросов.
Серийное производство -- не хрен собачий.