zHz00 Untitled

пятница, 12 мая 2023
02:51 Как же хранить цифровой архив?
Долгое время я был сторонником того, что цифровой архив (семейные цифровые фото, видео, коллекция аниме и т.п.) надо хранить на болванках. Я проверял диски и 10, и 15-летней давности, они читаются без ошибок. Подстава такого архива была не в дисках и не в их долговечности. А в считывающих устройствах.

Ассортимент оптических приводов сейчас очень мал. И дальше будет хуже. Диски лежат целые, но чем их прочитать? У меня пока есть чем. А если оно сломается? (стучу по дереву)

Значит, цифровой архив хранить надо как-то иначе. Однако, я пока как-то не могу найти однозначного решения. Основной критерий архива такой, чтобы можно было положить материальный носитель в шкаф на 10, 20, 100 лет, а потом достать и изучить. А развитие техники по своему смыслу противоречит данному критерию. Развитие техники связано с постоянным созданием и исчезновением технологий, а это требует непрерывного слежения за данными, иначе они могут пропасть, или может пропасть связь с ними.

Сейчас у меня часть архива на болванках, а часть -- просто на жёстком диске компьютера. При этом компьютер я сменил уже не один раз, а дисков у меня было ещё больше, и каждый раз я копирую данные и слежу за ними. То есть, фактически, это не "архив". А я хочу архив.

Настоящее архивное решение -- стримеры. Это, однако, строго бизнес-решение. Причём я не уверен насчёт долговечности считывающих устройств по сравнению с оптическими приводами. Короче говоря, стримеры использовать не будем.

А что по массовым технологиям?

Самое плохое, что можно сделать -- разместить архив в облачном хранилище. Случаи банкротства, блокировки пользователей (в т.ч. массовой), утери пароля -- бывали. Данные в облаке вам не подконтрольны.

SSD тоже выпадают сразу, т.к. в случае сбоя мы невосстановимо теряем весь носитель.

Обычные флешки/карты памяти лучше, чем ССД, потому что они не перемешивают блоки при записи. Это улучшает возможности восстановления. Однако, информация на флешках деградирует с годами (хотя у меня нет точной информации о том, как это происходит, но узнать об исчезновении данных на практике было бы неприятно!). А ещё флешки и карты памяти крайне ненадёжны.

HDD выглядят ещё лучше, но размер одного хдд слишком велик. Если он сломается лёжа в шкафу, под угрозой будут все данные на нём. Хотя восстановить их будет несколько проще. Хдд же об'ёмом, скажем, 120 гигабайт, чтобы разбить весь массив данных на куски, сейчас не найдёшь. Плюс, хдд подвержены воздействию магнитных полей.

Какие ещё технологии я забыл? Подскажите, если есть идеи.

По интерфейсам наиболее перспективны флешки и карты памяти, поскольку никаких признаков увядания интерфейсов SD/microSD и USB нету. Причём они все хранят обратную совместимость.

Осталось что-то придумать с надёжностью. Боюсь, что полностью забыть архив, чтобы потом его достать через большой срок при необходимости, не выйдет. В любом случае потребуется хранение архива в нескольких экземплярах. А для предотвращения деградации носителей придётся его периодически проверять и копировать.

Нет, на самом деле есть один способ, удовлетворяющий всем требованиям, но пользоваться им никто не будет. Надо всё печатать на бумаге. Тексты и фото в естественном формате, а двоичные данные -- в виде гигантских куэр-кодов. Только это даст независимость от аппаратных технологий.

@темы: Борьба с техникой, Мысли

URL
После ремонта открылся бассейн в Лесных Далях, ура! На...
в нашем доме открылся секонхенд, это сказка я бегала по н...
в белгородском проезде открылась кофейня-цирюльня, интере...
Час Х приближается. Нервов уже не осталось. Кофеину бы.
утром лежала в постели обнимаясь с телефоном, переодическ...
разрешен перерыв...эти шпоры уже видеть не могу, салат чт...

12.05.2023 в 03:06

12.05.2023 в 03:06
На башорге, кажется, читал выдуманную историю про музей, в котором решили оцифровать для вечности какие-то берестяные грамоты, и записали это всё дело на дискеты 5,25, а потом искали, чем же эти дискеты прочитать, пока береста как лежала, так и продолжала лежать спокойно.
За точность пересказа не ручаюсь - читал n-ное количество лет назад, детали истории в памяти стёрлись и придумались заного, а может быть и вообще ничего такого я не читал.
URL

12.05.2023 в 07:06

12.05.2023 в 07:06
Стримеры - тоже решение так себе. LTO дает совместимость в рамках двух поколений. Да, это довольно долго, но все же не вечно. Сдохнет какая-нибудь совсем древняя библиотека, которая писала на условные LTO5 - и поди найди ей замену.
URL

12.05.2023 в 10:34

12.05.2023 в 10:34
Ну книги/фотки понятно, можно распечатать, но вот всякие видео/аудиозаписи только переписывать на новые виды хранилок. Куэркод мне не кажется удобным способом хранения, его же чем-то прочитать надо. Или я ошибаюсь?
URL

12.05.2023 в 10:37

12.05.2023 в 10:37
Ну купить внешний дисковод же совсем не проблема на том же алиэкспрессе. А если рассуждать в рамках 30-50 лет то не факт что хдд/карта памяти будет лучшим решением.
URL

12.05.2023 в 11:33

12.05.2023 в 11:33
Даже бумажные носители могут сгореть. Стопроцентной надёжности тебе ничто не даст. Я храню на внешнем жд и молюсь : D
Видится только вариант создавать несколько копий)
URL

12.05.2023 в 11:56

12.05.2023 в 11:56
anhelmoders, правило 3-2-1 никто не отменял :)
URL

12.05.2023 в 12:03

12.05.2023 в 12:03
Видится только вариант создавать несколько копий)
... на разных типах носителей

Основной критерий архива такой, чтобы можно было положить материальный носитель в шкаф на 10, 20, 100 лет, а потом достать и изучить.
... сохранить дополнительно какой-нибудь комп для этого материального носителя и молиться, чтобы ещё и формат энергопитания не сменился )
URL

12.05.2023 в 12:27

12.05.2023 в 12:27
Рубрика: "Ты не поверишь!" У немцев до сих пор очень популярны покупки дисков с фильмами, а следовательно есть чем их читать.
Мне самой несколько лет назад пришлось к ноутбуку докупать юсб-привод, потому что надо было как-то читать диски с аудио к учебникам.
У меня большой архив с фото записан на двд дисках, продублирован на одном винте и на ещё одном съемном ssd диске. Т.е. выход из проблемы я вижу только в массовом дублировании на разных носителях. И в моём случае носители ещё и хранятся в разных странах и местах, потому что физическое исчезновение места хранения тоже возможно.

URL

12.05.2023 в 18:05

12.05.2023 в 18:05
У меня так: основная копия на компе, вторая (без данных, которые я не хотел бы увидеть в общем доступе) в облаке, третья и четвёртая на двух разных внешних HDD. Последние пару раз приходилось менять: в первый раз когда произошёл переход от IDE на SATA, второй - когда перестало хватать места. Бэкап делаю на один HDD раз в несколько месяцев, синхронизирую первый со вторым раз в год. Пока, тьфу-тьфу, ничего не пропало.
URL

12.05.2023 в 18:52

12.05.2023 в 18:52
У меня комп, на котором есть все данные, и внешний usb-hdd, на котором лежат копии. Hdd хранится не в доме, а на работе. Иногда я приношу его домой для синхронизации.
URL

13.05.2023 в 12:07

13.05.2023 в 12:07
сейчас вроде выпускают бумагу, которая портится гораздо быстрее, чем та, которую выпускали 50–150 лет назад. а та, которую выпускали в то время, тоже недолговечная, и из-за этого наследство бума массового книгопечатания находится под угрозой.

не рассмотренный в посте вариант — это магнитные ленты. технологии не стояли на месте, когда этот способ вышел из массового коммерческого поьзования, и он считается в настоящее время наиболее долговечным и надежным. но это вообще не бюджетный вариант
URL

14.05.2023 в 02:44

14.05.2023 в 02:44
Гость, именно об этой проблеме я и говорю. Цифровая копия вечна до тех пор, пока за её сохранностью активно следят живые люди. Это не значит, что культурные ценности не надо оцифровывать. Надо. Это, во-первых, улучшает их доступность, а во-вторых, всё равно предотвращает утерю.

en.wikipedia.org/wiki/National_Museum_of_Brazil...

>>The collection relating to indigenous languages is believed to have been completely destroyed, including the recordings since 1958, the chants in all the extinct languages, the Curt Nimuendajú archives (papers, photos, negatives, the original ethnic-historic-linguistic map localizing all the ethnic groups in Brazil, the only extant record from 1945), and the ethnological and archaeological references of all ethnic groups in Brazil since the 16th century.[42] One of the linguistic researchers, Bruna Franchetto, who returned only to see her office as a pile of ash, criticised the fact that a project to back up the collection digitally had only just received funding and barely started, asking for any student who had ever come to the museum to scan or photocopy things for projects to send a copy back.[43]

Hikedaya, почитал я про объёмы, которые дают стримеры. Страшные цифры! Хотя цены на картриджи лто5 (в яндекс-маркете) сравнимы со стоимостью хдд и ссд. Но всё равно не буду дома у себя ставить)

Кошка Хаула,

>>Куэркод мне не кажется удобным способом хранения, его же чем-то прочитать надо. Или я ошибаюсь?

Куэр-код можно прочитать любой фотокамерой. Фотокамеры будут всегда, пока будет современная цивилизация. А алгоритм широко известен. Алгоритм, в отличие от железки, так просто не может исчезнуть. Но ты права, что это крайне неудобно. Можно рассчитывать на 4 килобайта на лист А4 (по 2 килобайта с каждой стороны).

Crawling Chaos, да, и внешние, и внутренние дисководы есть в наличии. Но их гораздо меньше, чем было 5, 10 лет назад. Плюс, у меня например часть уже записано на бд-р. А с бд-приводами ситуация гораздо хуже, чем с цд/двд.

(сейчас кстати папа ищет себе миниатюрный standalone мп-3 плеер для личных нужд; и оказывается, что там тоже рынок плохо себя чувствует. товары есть, но принадлежат неизвестным китайским фирмам с неизвестным качеством)

anhelmoders, именно. Без дублирования тут не обойтись. Зато! Дублирование цифровых данных гораздо проще, чем снятие копий с бумажного архива.

Stigravian Shaderstill, дааа! Держать ещё и отдельный комп с нужными интерфейсами -- интересная идея! Надо о таком подумать. Старые компы у меня есть.

Alexandra Rei, "в разных странах" -- имба))) А что в Германии до сих пор популярны диски -- ну, в Японии тоже популярны. Аниме выходит на бд-дисках, а саундтреки на цд-дисках. Интересно, когда это схлопнется.

Kris Antari, облако в качестве одной из копий -- это, на самом деле, хорошее решение.

Foul thing, да, второе место на работе -- очень хороший вариант. У меня наоборот -- часть рабочих данных продублирована дома))

cytoex, ух ты, про кислотную бумагу не знал! Посмотрел свои книжки. Российские и советские книжки 1910-х...1930-х годов чувствуют себя прекрасно. Из 1950-х больше всего на то, что ты показываешь, похожи некоторые математические справочники с очень тонкой бумагой. Но тут, возможно, дело в заюзанности.

Магнитные ленты я рассмотрел. Я с них начал. Я написал, что стримеры -- наилучший вариант, но это строго для бизнеса.
URL

14.05.2023 в 08:36

14.05.2023 в 08:36
(сейчас кстати папа ищет себе миниатюрный standalone мп-3 плеер для личных нужд; и оказывается, что там тоже рынок плохо себя чувствует. 

Прекрасно себя рынок чувствует. Пол-года назад как раз плеер себе выбирал, пришось изучить вопрос. Начиная с древних iRiver T10 за 1к рублей, которые почему-то до сих пор в продаже, и заканчивая Cayin N8 II за 323к. Между ними - тысячи моделей на любой вкус.

Единственная разница с тем, что было до 2007 года, когда mp3-плеер перекочевал в смартфон, - целевая аудитория теперь не все подряд, а аудиофилы и спортсмены. Под них рынок и подстраивается.
URL

17.05.2023 в 21:26

17.05.2023 в 21:26
Kris Antari, вот да, для аудиофилов плееры имеются, это я видел!
URL

18.05.2023 в 12:43

18.05.2023 в 12:43
zHz00, для не-аудиофилов плееры продаются совсем не там, где для аудиофилов. Например, во всяких салонах связи или в популярных магазинах типа M-видео. Но ты прав, там неизвестные китайцы. Поэтому я бы рекомендовал изучить ассортимент на Савёловском рынке в мск. Эти торговцы в интернете не представлены, так что нужно по-старинке ехать лично, но старые знакомые модели найти можно и ассортимент шире, чем можно было бы подумать.
URL
Добавить комментарий

Расширенная форма

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail