Некоторые из моих знакомых уже слышали (от меня), что я заинтересовался скульптурами, установленными на Канале имени Москвы. Речь, разумеется, не о телеграм-канале.
Канал имени Москвы открыт в 1937 году. Он соединил Волгу (в районе г. Дубна) и Москву-реку. Это позволило не только наладить судоходство, но и увеличить количество воды для московского водопровода.
Канал этот не работает сам по себе, потому что между Волгой и Москвой-рекой находится э... "горка". Поэтому на канале работают одиннадцать шлюзов, которые сначала плавно поднимают уровень воды, а потом опускают его. Под'ём осуществляется насосами. Они перекачивают волжскую воду по сей день.
На канале изначально было установлено более пятидесяти статуй, барельефов и фресок. Сейчас сохранились далеко не все.
(читать далее)
Мне стало интересно, где какая статуя стояла, когда их сняли/установили, и кто был автором всех этих мускулистых строителей и геодезисток. Оказалось, что найти скульптуру по фамилии автора гораздо легче, чем найти фамилию автора по скульптуре.
Уже месяц вместо того, чтобы играть в компьютер, я листаю журналы за 1937 год. Я нашёл многое, но остались несколько пробелов. Как оформить всё, что я обнаружил, я пока не знаю. Что я знаю точно -- это не будет "детектив" о том, какой я молодец, и как я раскрыл все скульптурные тайны. Скорее всего, это будет интернет-статья вроде справочника с миллионом фоток.
Но один из детективных эпизодов я запишу, и запишу прямо сейчас. Эпизод касается шлюзов №7 и №8. Их знают многие москвичи, потому что Волоколамское шоссе как раз проходит под каналом в районе шлюза №8. Вот схема, вид сбоку:
![](https://i.yapx.ru/Wq6nzl.png)
Рис. 2. Схема Канала имени Москвы, разрез. Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2015 году»
Парочка терминов. "Бьеф" -- это участок канала, на котором вода имеет один и тот же уровень. Поскольку шлюз нужен для перевода воды и судов с одного уровня на другой, то у шлюза бывает верхний бьеф и нижний бьеф. В это схеме, очевидно, нижний бьеф шлюза №7 это то же самое, что и верхний бьеф шлюза №8. При прохождении этих двух шлюзов уровень воды дважды понижается.
Соответственно, у шлюзов есть ворота, которые открываются и закрываются. Ворота управляются из будок, которые называются "головы" шлюзов. Верхняя голова соответствует верхнему бьефу, а нижняя нижнему.
Что же между головами? Участок воды между воротами не относится ни к верхнему, ни к нижнему бьефу, потому что уровень в нём постоянно повышается или понижается при пропуске судов. Этот участок называется "шлюзовая камера". Корабли вплывают в камеру, когда уровень воды в ней такой же, как и в бьефе, из которого они приплыли. Потом ворота закрываются, вода поднимается/опускается, и корабли выплывают с другой стороны.
Шлюзы №7 и №8 двухкамерные, поэтому в них не одна, а две шлюзовые камеры. И трое ворот, а не двое. Третьи ворота называются "средние" и третья голова тоже называется "средняя". Но сейчас о средних головах не будем.
Итак, сейчас на этих шлюзах установлены четыре барельефа. Вот вид шлюза №7 со стороны верхнего бьефа (барельефы видны плохо, я их увеличил):
А вот вид шлюза №8 со стороны нижнего бьефа:
Эти барельефы я не стал увеличивать, потому что речь не о них. Тем не менее, их можно посмотреть вот здесь, в разделе "фотографии": cruiseinform.ru/catalog/6/kim/kim8/
Ни в одной из книжек и статей не указано автортство этих барельефов. Можно только разглядеть на крупных фото, что барельефы шлюза №7 выполнены в существенно отличающемся стиле от барельефов шлюза №8. Скорее всего, тут было два автора.
Загадка авторства понятна. А непонятным оказалось вот что. Среди прочего, я посмотрел учебные диафильмы 1937 года, посвящённые постройке канала. Моё внимание привлёк кадр №117. Вот он:
Как видно, тут есть барельеф. Однако он не совпадает ни с одним из тех четырёх, что я показывал выше. Я буду называть его "обнаруженным" (и следующий тоже). И тем не менее, тут написано "шлюз №7". Единственный вывод, который напрашивался — барельефы шлюза №7 были заменены на новые. Случаи замены в истории канала уже бывали. Но когда они были заменены и почему?
Потом я смотрел галерею на сайте moskva-volga.ru/ и нашёл вот такое фото:
Очевидно, что барельеф справа это тот же барельеф, что и на кадре №117 (я не буду приводить увеличенные фрагменты кадра, можете увеличить сами). Но что за барельеф слева? Стоят какие-то люди.
Кроме того, посмотрите на конструкцию зданий. Голова с "обнаруженными" барельефами выглядит не совсем так, как голова с "сохранившимися" барельефами (рис. 4 выше). Была ли голова перестроена?
К сожалению, ни на сайте pastvu.com, ни в книжках, не было вменяемого фото шлюза №7 со стороны верхнего бьефа, чтобы подтвердить или опровергнуть факт перестройки и установить границы по времени. При помощи гугла никакой информации о реконструкции башен шлюза я также не обнаружил.
Но я нашёл ещё несколько фотографий с того же ракурса, в том числе в технических отчётах. Вот, например:
Рис. 7. "Обнаруженные" барельефы в книже. Канал Москва-Волга. 1932-1937. Путевые сооружения. // Гос. изд-во строительной литературы, М., Л. :1941 г., с. 300
Видите, тут написано "нижняя голова шлюза". А я искал верхнюю голову. Давайте посмотрим, что с нижней.
Вот фотографии с нужного ракурса (там плохо видно, я привожу только ссылки):
pastvu.com/p/693790 -- 1951-1952 год -- барельефы на месте
pastvu.com/p/106163 -- 1957 -- на месте
pastvu.com/p/363446 -- однако в 1998 их уже не было
Таким образом:
1. Никакой перестройки голов шлюза не было
2. Не было и замены барельефов
3. "Обнаруженные" барельефы были с нижней стороны шлюза №7, а не с верхней
4. Они были установлены с самого начала и демонтированы после 1957 года.
Непонятного оставалось ещё много.
Далее я узнал про такой сайт, как goskatalog.ru/ . Очень рекомендую. Он содержит огромное количество отфотографированных экспонатов из музеев по всей России.
Я стал забивать туда различные поисковые запросы типа "барельеф шлюз", "скульптура шлюз" и подобные в надежде найти что-нибудь интересненькое. И нашёл.
Удачным оказался запрос "барельеф канал". По нему отображалось не очень много фото, но одно из них было просто находкой. Вот оно:
Этот кадр привлёк меня прежде всего из-за соотношения сторон барельефа. Оно было такое же, как и у "обнаруженных" барельефов. Я увеличил изображение барельефа на рис. 6 и сравнил с этим. Ошибки быть не могло: это было изображение того самого левого барельефа!
Также очень ценными оказались метаданные:
Скульптор Н.А. Конгиссер на фоне созданного им барельефа «Посещение строительства канала Москва - Волга вождями партии и правительства». на картоне. Фотография
Метаданные подтверждаются надписью на обороте фото, которую можно посмотреть тут: museum-online.moscow/entity/OBJECT/iss3_migm_33...
Это давало ответ сразу на четыре вопроса:
1. Как выглядел левый барельеф? Вот как!
2. Кто был его автором? Конгиссер. Также весьма вероятно, что он был автором ещё трёх барельефов (т.е. двух "обнаруженных" и двух на шлюзе №8, см. рис. 4), потому что они выглядят достаточно похоже по стилю. А вот авторство барельефов верхней головы шлюза №7 мне по-прежнему неизвестно.
3. Почему сняли эти барельефы? Ну, на одном из них был изображён Сталин. В истории СССР был период, когда все скульптуры и изображения Сталина демонтировались и уничтожались. Левый барельеф попал под раздачу. Почему был снят правый, неясно. Могу предположить, что для симметричности.
4. Когда произошёл демонтаж? Скорее всего, до 1962 года включительно, потому что именно к этому моменту были демонтированы большинство статуй Сталину, включая гигантскую статую у шлюза №1.
Кто такой этот ваш Конгиссер? Установить о нём удалось немного. Не удалось найти и его фото вместе с другими барельефами. В первую очередь он знаменит благодаря своей скульптуре "боец с быком" на ВДНХ. Ей я и завершу данный пост:
29.10.2023 в 02:21
29.10.2023 в 12:19
Слово "установленными" исключает такую трактовку :ь
29.10.2023 в 14:21
29.10.2023 в 18:44
Ещё парочка таких постов, и я сам начну интересоваться историей своего города…
-- Minoru
29.10.2023 в 20:34
Гость, вряд ли напишу.
Minoru, АХАХАХА, спасибо!
29.10.2023 в 21:22
30.10.2023 в 07:07
30.10.2023 в 09:23
30.10.2023 в 15:21