Армянский храм отлично смотрится, когда мимо него проезжаешь, но при ближнем рассмотрении не очень интересен. От парка я увидел только инсталляцию с городами. Я думал, что это весь парк и есть.
На территории есть несколько памятных плит, источник (о котором написано, что проход к нему закрыт), несколько статуй и вот этот вот крест.
Вид "сзади", со стороны реки. Видны статуи.
Из храма торговцев выгнали, сидят снаружи.
Алтарная часть. Всё видно. Никакого иконостаса, как в православии, тут нет. Вместо этого -- занавес.
В православии основной вид реликвий -- мощи (и иконы). У армян, как я гляжу по википедии, очень распространены гораздо более необычные реликвии. В одном храме хранится кусок копья Лонгина. В другом -- кусок Ноева ковчега. Эта штука -- крест-камень шестого века.
Роспись-1. Нарисовано чётко, но не очень красиво.
Роспись-2. Больше (кроме Богоматери по центру) в храме нету ни икон, ни росписей. В том числе, на потолке. Всё очень просто.
Вид спереди.
Потом я посмотрел -- ой, что это такое белеется невдалеке? И пошёл смотреть.
У инсталляции по центру расположена эм... по-видимому, античная орхестра.
С обоих сторон вокруг стоят штуки, похожие на надгробия. Но на самом деле это медали городов-побратимов Ростова-на-Дону.
О большинстве городов я никогда не слышал.
Внезапный кельтский крест.
У инсталляции очень интересная организация пространства. Обычно по центру композиции ставят какой-нибудь самый главный памятник. Тут же центр -- это центр сцены. И он пуст. Каждый может в него встать с любыми целями.
Мама говорит -- дай мне совет, что мне делать в этой ситуации [конфликта с папой].
Я ей давал советы. Полгода назад. В итоге она всё сделала по-своему. Результат получился плохой. Потом она признала, что я был прав. Но обратно менять ничего не стала. Замечательно.
Сейчас опять -- дай мне совет, что мне делать!
Я говорю, что советы давать не буду, потому что смысла нет: она всё равно не будет им следовать.
После этого она высказала такую свежую для меня мысль, что я решил её записать. Я действительно никогда не смотрел с такой точки зрения.
Советы, как считает мама, являются проявлением заботы о человеке. И эта забота проявляется независимо от того, следует человек совету или нет. Поэтому она хочет, чтобы я всё равно ей дал совет, пусть она и не сделает то, что я ей скажу.
Ей важен факт совета, а не его содержание!
(Она говорит, что ей очень нужна забота, а ей заботы никто не даёт.)
На селе от резкого изменения нагрузки скачет напряжение. Это можно использовать.
В соседнем помещении включил чайник -- свет ламп накаливания потуснел. Чайник вскипел -- свет дёрнулся обратно. Так можно определять, когда чайник готов.
Садоводческие товарищества не любят гостей. Больше всего не любят автомобильных -- поэтому ворота закрыты везде.
Пешеходных -- по разному. Вход с дороги обычно открыт. А вот если несколько товариществ стоят подряд -- граничат -- то между ними может быть тропинка или калиточка. И я заметил, что наблюдается тенденция к закрытию калиток. На одну калитку поставили кодовый замок старого образца -- механический. А мне надо было пройти. Тогда я попробовал стандартный код для замков такого типа -- 38. И он подошёл. Хм.
Дорога была однопутная, узкоколейная, неэлектрифицированная.
Дорога обходила парк по кругу. Станций было три: Победа (это она), Вити Черевичкина и Солнечная.
В здании Победы теперь работает кружок рисования.
Не думал, что окажусь в ситуации персонажей Tetsuko no Tabi, когда они стояли на платформе разобранной линии!
В середине парка обнаружены неприкаянные узкоколейные рельсы. Понятия не имею, для чего они использовались. Возможно, это была часть ДЖД?
Тут была стрелка, но она давно закатана, а асфальт растрескался. Теперь тут учебная площадка автошколы. При этом данное место проходит в стороне от основной линии ДЖД, которая есть на всех картах, и где велись работы. Ответвление налево уходит к месту, изображённому на предыдущем снимке и обрывается.
Вити Черевичкина. Витя Черевичкин был расстрелян немецкими оккупантами в 1941.
Надпись в стиле РЖД.
С другой стороны. Станция стоит уже давно, так что, видимо, ДЖД работала не используя закатанные в асфальт пути.
Больше всего признаки работ заметны на главной станции, Солнечной. Тут хоть какие-то стройматериалы и ограждения. Рядом с остальными станциями просто заровняли землю и смешали с песком.
А вот и оно, главное здание! У него была открыта дверь. Когда я начал наводиться на табличку при входе, я заметил, что изнутри к выходу двигается какой-то человек. Я не стал ждать, пока он выйдет из здания окончательно.
Часть подвижного состава находится в музее СКЖД. Один локомотив и два вагона. Состояние облупленное. Мне неизвестно, использовались ли эти вагоны на момент закрытия ДЖД или были списаны раньше.
Смертью у меня интересуется сестра, но и мне кое-что перепадает.
Армянское кладбище Ростова-на-Дону -- это типа как Новодевичье в Москве. Но в меньшем масштабе, разумеется. Всякие известные личности (ни одну из которых я не знаю) лежат там. Также там есть надгробия 19-го века. При входе стоит армянская церковь. Внутрь я не попал (но особо и не пытался). Рядом ошивался какой-то служитель кладбища, но я не стал у него спрашивать, можно ли попасть в церковь. А то начнутся расспросы, не армянин ли я (как это было со Змиёвской балкой).
Походил я по кладбищу всего полчаса... а потом у меня появилось подозрение, что на нём живёт что-то не то. Поэтому я не стал дальше его обследовать, хотя было что, а быстренько оттуда ушёл.
Вииидите, какие древние надгробия? А вот и нет. Это надгробия всего-навсего 60-х 70-х годов XX века. Просто они сделаны из бетона, а он крайне недолговечен. Крошится. Надгробия же XIX века смотрятся очень хорошо. В общем, хотите нормальное надгробие, выбирайте гранит, мрамор.
БЕЗНОГNМ.
Детские могилы особенно интересны. Что на них напишут? Борику было два годика.
Много серийных могил. Некоторые смотрятся нормально, а некоторые, как эта -- забавно.
19-й век. Почему замазано краской? Скончался в Нахичеване-на-Дону. Это старое название района, где расположено кладбище.
Кладбище далеко не в порядке. По центральным аллеям всё более-менее, но есть места, где особо не убирают.
Ещё 19-й век. 1899. Армянские могилы часто имеют двойное именование -- по-армянски и по-русски. Три могилы нашёл в виде деревьев с обрубленными ветками. Спрашивал у знатоков, что это значит. Сказали, что либо это преждевременная смерть, либо прервавшийся род.
Ещё одно дерево, но 1949 год.
Чудовищно страшный бюст. Мне кажется, если бы он не был золотым -- было бы норм.
Тут видно, что типовое железное надгробие советских времён оказывается имеет ножки, которые втыкаются в землю.
Старее могил не нашёл. 1849.
Интересны переносы слов. А ещё... а что это такое вымарано на левой грани?
И сзади что-то вымарано!
У армянских могил редко присутствуют кресты, хотя армяне -- (древле)православные. А вот истинные коммунисты вместо креста хотят звезду.
В Ростовской области мало кто пристёгивается, по крайней мере, среди таксистов. Садишься, тянешься за ремнём...
-- Да можно не пристёгиваться! -- Я знаю. *пристёгиваюсь*
Один из таксистов мне после этого рассказал о том, почему пристёгиваться не нужно. 1. В случае аварии ремень безопаности перерезает сонную артерию. 2. У него на глазах три человека сгорели, потому что не смогли отстегнуть ремень. (я уточнил: они сгорели в разных машинах и в разное время) 3. В машинах уже есть подушки безопасности, поэтому ремни не нужны. 4. Есть статистика, согласно которой пристёгнутость ухудшает выживаемость. 5. В случае слабенькой аварии ремни всё равно ломают рёбра. А вот если бы водитель был не пристёгнут -- отделался бы лёгким испугом.
Я не буду тут заниматься критикой этих утверждений -- возможно где-то в них истина и есть. Интересно другое -- у меня появилось подозрение, что возникают устно передаваемые легенды о вредности ремней, чтобы оправдать их неиспользование. Кто же после такого пристёгиваться будет?
Когда я был в (московском) зоопарке -- несколько лет назад -- я дошёл до стадии "выпустите этих животных, их жалко". Теперь оказалось, что я так больше не думаю. Московский зоопарк, конечно, разнообразнее, но в ростовском тоже всего очень много. Из животных, которые обычно есть в детских книжках, отсутствует, по-моему, только пингвин.
Поход в зоопарк стал для меня очень развивательным: я понял, как важно наличие тени. Часть территории почти не содержит деревьев вблизи пешеходных дороже и уж тем более не содержит козырьков. И со скамейками очень туго. Кроме того, в полдень солнце в Ростове поднимается заметно выше, чем в Москве. Это ещё сильнее ухудшает ситуацию с тенью. Её становится катастрофически мало. Походив так под палящим солнцем (дело было в июне) полчаса-час, я понял, что загибаюсь. Посмотрел вокруг -- рядом стоящий загон для пони также не содержал в себе никаких укрытий от солнца. Все пони стояли своими телами вдоль заборчика, прижавшись к нему. Это выглядело немного странно, пока я не увидел, что от заборчика всё-таки была короткая тень, в которой и стояли пони.
Потом я всё-таки добрёл до другой части территории, где оказались и лавочки, и тень, и квас. Так я вернулся к жизни.
Интересным оказалось, что среди посетителей оказалось очень много лиц неопознанной национальности, которые приходили целыми семьями. Эта национальность мне незнакома, но все женщины были в платочках, так что видно было только лицо.
Что мне не понравилось: 1. Про некоторых животных написано, что у них линька. А про других нет. Но они всё равно плешивые. Здоровы ли они? 2. В аквариуме в некоторых аквариумах плавает несколько видов рыб. Различить их по подписи невозможно. 3. Метод сортировки мне не нравится. Кошачьи все в одном месте... кроме льва! Совы в разных местах. Лисы в разных местах. 4. Статуи. См. в конце поста. 5. Сквозь решётки неудобно фоткать. Даёшь стёкла на все вольеры!
Написано, что животных не кормить, но заборчик (у пони был такой же) технически позволяет это делать. Чем и пользуются посетители. А яки не против.
Написано при входе, что карликовых бегемотов финансирует такая-то контора. На карте зоопарка тоже написано "карликовые бегемоты". Но на самом деле карликовый бегемот ровно один.
Не знаю, что это за животное, но оно село мне на очки и не хотело стряхиваться.
Сервал-тян. Узнаёте?
Эпично. Сначала я фотографировал троих, думая о том, что они похожи на черепашек-ниндзя. Но потом увидел четвёртую... это Рафаэль, он всегда немного сторонился других... (название животных неизвестно)
В цирке не выступает.
Стою, смотрю. Слышу сзади девочки разговаривают: -- Смотри, Ёль! -- Что? -- Канал такой в ютьюбе!
И ещё разговор: -- Смотри, филин! -- Нет, это сова!
Когда вижу фламинго, вспоминаю про Алису. Фламинго в такой позе для меня выглядит сюрреалистично. А они все так стоят.
Фенек очень хорошо спрятался в вольере. Еле нашёл. В самой глубине оказался.
Одна из вещей, которая меня напрягла в зоопарке -- это статуи. Их много. Статуи в масштабе 1:1, реалистичные, тоже есть. Очень испугался, когда увидел статую медведя. А потом захожу за угол, а там это!
Сижу ночью в комнате, никого не трогаю. Вдруг замечаю, что штора подсвечена бледным светом. Думаю -- что это может быть? Прожектор на улице выключил. В сортире свет тоже выключил. Да и не могут они давать такой равномерный и достаточно яркий свет.
Начинаю фантазировать про инопланетян. Открываю штору. А там светает.
Ноутбук очень старенький. И связь очень плохая. Мобильный интернет днём постоянно рвётся.
Я заметил, что как только связь рвётся, сразу начинает реветь вентилятор, увеличивается температура и растёт загруженность процессора. А грузит его, как оказалось, телеграм.
Как так, пока интернет есть, всё тихо, а как нету -- он начинает долбиться в порты, что ли? Но могла быть ещё одна причина. Я зашёл в Settings->Advanced и обнаружил там пункт "Enable Animations". После его отключения телеграм перестал жрать процессор.
Дело в том, что пока интернета нет, телеграм рисовал вращающийся круг. Этот-то круг и был причиной загрузки процессора.
Не так интересна сама балка, как разговор, который у меня состоялся со смотрителем. Я приехал, посмотрел вокруг, а потом увидел, что наполовину в землю врыт домик с дверями. Двери открыты. И внутри кто-то стоит. Я сначала крутился у входа, но мужик внутри стал меня зазывать внутрь. Я зашёл. Это был небольшой музейчик. Вход оказался бесплатным.
-- Вы один? -- Да. -- Знаете что-нибудь об этом месте? -- Ну... прочитал в интернете, что тут расстреляли 27 тысяч человек. -- Да. А вы сами из Ростова? -- Нет. -- А откуда? -- Из Москвы. -- (удивлённо) Вы специально сюда ехали? -- Нет. Я в командировке. (я не стал смотрителю рассказывать, что заехал сюда по дороге в зоопарк) -- А вы случаем не еврей? (!!!) -- Нет. -- А то тут целыми семьями приезжают... Ладно, сейчас я вам расскажу немного, что тут произошло, а потом вы должны будете записаться в журнал посетителей.
Такого странного музея я ещё не видел. Сначала надо об'яснить, кто я такой -- и только тогда со мной будут нормально говорить! В журнале посетителей уже неделю не было записей. Я гордо записался, что я частное лицо, и что меня один человек. До этого были записи от разных организаций числом человек 30, 60. И семьи по 5 человек тоже были. Одиночных посетителей на последней странице я не обнаружил.
Потом он мне рассказал историю этого места. История простая как валенок. Ростов-на-Дону был под оккупацией. Евреям было предложено переселиться в обособленный лагерь под предлогом того, что оккупационные власти не могут их защитить от нападений антисемитов. С собой берите все ценности! На деле никакого лагеря не было. Евреев привели сюда и расстреляли. Позже тут расстреливали не только евреев.
Общий вид-1. Досок с пофамильными списками жертв нету, потому что удалось установить личность только примерно трёх тысяч граждан из 27 тысяч. Смотритель рассказал, что эти каменные штуки символизируют собой опущенные знамёна. Я наткнулся в интернете на похожий мемориал в Калининградской области -- шахта Анна.
Общий вид-2. Непонятен люк слева. Видимо, подведение газа к вечному огню.
Вечный огонь не горит! Смотритель сказал, что на газ денег не выделяют (!), поэтому горит огонь только по памятным дням.
Скульптурная композиция.
Самый интересный экспонат. Сохранившаяся повязка, которую должны были носить местные евреи. Обратите внимание, что надпись Jude выполнена латиницей, но стилизация идёт под буквы иврита.
В Ростовской области мало пригородных касс на платформах. Большую часть билетов продают прямо в вагонах.
-- С вас 73 рубля 50 копеек. -- По карте принимаете оплату? -- Нет. -- А с тысячи сдача будет? -- Нет. -- Ну ладно, вот вам последние 100 рублей. -- А у вас 50 копеек будет?
К дачному дому веранду пристраивали позже. Она была сделана немного хуже, чем дом. Поэтому она протекает во время сильных дождей. А сегодня дождь был особенно сильным.
Стало выбивать пробки. Мы выключили всех потребителей, но пробки всё равно выбивало. Вывод был простой -- где-то возникает короткое замыкание проводки из-за того, что на проводку натекла вода, а изоляция треснутая. Раньше такого не происходило. Но где возникает замыкание?
При возникновении таких ситуаций становится очень понятно, почему следует разделять дом на несколько линий с отдельными автоматами. Если бы у нас было такое разделение, то выбило бы только одну линию -- это бы сильно сузило круг поисков. Кроме того, остальные линии продолжали бы работать. Но дом строился в советское время. Пробки было действительно две, но было неизвестно, как они подключены. Во время выбивания выбивало то одну, то другую, то обе. Мы несколько раз проверяли.
По логике у нас должно быть три потребителя -- дом, пристроенная позже веранда и кухня -- отдельная постройка невдалеке, в которую провода идут от дома. Но пробки только две. Хммм... визуальный осмотр показал, что к розеткам (их две) и свету на веранду провода приходят из совершенно разных точек. Вполне могло быть, что подсоединены к основной сети они также в разных местах. Половина проводов проходит где-то в досках и их не видно. Другая половина заклеена обоями! Тем не менее утешало, что выбивает пробки у нас в доме, а не на уровень выше. Это значило, что вводной кабель цел.
Что же делать -- придётся лезть в "щиток" и разбираться, как там что подведено. "Щиток" состоит из советского счётчика и двух пробок, которые вкручиваются в цоколь E27. Одна пробка на 10 ампер, другая на 16 ампер. Всё это закреплено на доску (!), которая прикручена к стене на столбиках-изоляторах.
ОКАЗАЛОСЬ
что первая пробка стоит на фазу, а вторая -- на нейтраль! Очень странная система. И уже после пробок происходит разделение. На выходные клеммы пробок приделано по два провода. Один (многопроволочный) намотан на винт, а второй (однопроволочный) -- просто подсунут. Я скрутил один из подсунутых проводов и стал мерить сопротивление линий. У подсунутой линии сопротивление скакало от 170 ом до нуля, причём мультиметр пищал. У намотанной линии сопротивление было ровно 40 ом, мультиметр не пищал. Я подумал, что замыкание в подсунутой линии, и попытался включить пробки. Но их опять выбило. Тогда я скрутил второй подсунутый провод тоже. Пробки выбивать перестало (я так и не понял, почему откручивания одного провода было мало... нейтраль подсунутой линии коротило на фазу намотанной? как так?). Но почему же у намотанной линии было сопротивление всего 40 ом? Мы же отключили всех потребителей.
ОКАЗАЛОСЬ
что в одной из комнат был включён верхний свет. Когда его выключили, сопротивление линии стало бесконечным. Это было хорошо. Да и сопротивление подсунутой линии тоже стало бесконечным, т.к. дождь кончился. Но подключать её обратно мы не стали. Последующие проверки показали, что подсунутая линия отвечала за розетки на веранде И за одну из внутренних розеток, к которой был подключён холодильник. Теперь она не работала. Холодильник запитали через удлинитель от розетки на чердаке.
В Москве есть католический собор Непорочного зачатия. Он мне очень нравится, я туда всех вожу. Наверное, он мне нравится, потому что католический. В православных-то я во многих бывал, а тут что-то необычное. В Ростове-на-Дону тоже оказался католический храм, который я пошёл смотреть.
У храма кроме главного входа есть ещё входик сзади, а ещё там есть подземная парковка, которую я не покажу, потому что фотка засвечена.
Есть дворик за решёткой, в который не пускают.
Сбоку на земле зачем-то лежит крест.
Когда я пришёл, двери храма были открыты, но за ними была железная сдвижная решётка, которая была закрыта. Внутрь не пускали. Я заглянул сквозь решётку, но тут ко мне подошёл мужик и сказал, что сейчас храм откроют. И действительно, прошло 5 минут -- и решётку открыли. Оказалось, что я совершенно случайно пришёл к началу богослужения (воскресенье, 15:30). Иначе бы я, видимо, внутрь не попал. А внутри оказалось круто. Я как бы немного не католик -- и даже не христианин. Но когда я зашёл, я испытал благоговение. Фотографии, конечно, передать это не в состоянии.
Потом я стал приставать к тётке, которая храм открыла, с разными вопросами. А это что, а это. Особенно меня заинтересовала куча кирпичей в углу. Она мне сказала, что это была инсталляция к пасхе (я там был в апреле), но она сейчас разобрана, так что это просто кирпичи!
Никакого органа тут нет, но есть микрофон и колонки. Изображения крестного пути есть только внутри (в Москве изображения есть и внутри и снаружи). Часть выполнена в виде барельефов, а часть -- в виде чёрно-белых фресок.
Вот одна из фресок покрупнее. Страсти нумеруются римскими цифрами, что вызывает у меня ассоциацию с арканами. Но нет. Десять -- это снятие одежды.
В католичестве принято в храмах размещать не столько иконы (хотя они тоже встречаются), но статуи. Статуи часто получаются забавными.
Иисус передаёт всем привет. Большая свеча довольно загадочная -- крест с числом "2019", альфа и омега.
Вообще, я хотел сделать большой пост про то, что я поиспытывал во время командировок, но там было несколько специфичных эпизодов, по которым должны выйти сроки, чтобы я мог про них написать открыто. Поэтому напишу пока про то, про что могу. А именно -- как всё начиналось.
В командировку я ехал в первый раз. Меня направили в незнакомый город, чтобы я там делал неизвестно что. На неопределённый срок: пока не доделаю.
То есть -- я попал.
Как обычно бывает с попаданцами в начале, мне немного помогли. Со мной были коллеги, один из которых устроил бытовую сторону проживания, а другой должен был выполнить несколько задач до того, как смогу приступить к работе я. Это дало мне пару дней, чтобы я мог свободно поофигевать от происходящего.
У меня с собой была небольшая сумка с самым необходимым и... голова. Собаку я брать не стал.
Я потерялся. Идя по улице, я не понимал, где я, кто я и зачем я. Что же составляет -- или составляло -- мою идентичность? Где это? То, что было снаружи -- отсутствует. То, что было внутри меня -- присутствует. Однако может ли оно существовать само по себе? Или только во взаимодействии с тем, что снаружи?
На первичную адаптацию ушла где-то неделя. Я просто вставал, ел, ехал на об'ект, работал там, потом возвращался, ел, мылся и ложился спать. Удивительно, но я легко вошёл в нормальный человеческий режим восьмичасового сна с 23:00 до 07:00 (а когда вернулся, так же легко с него соскочил).
"Работал там". Установка уехала на об'ект фактически без ПО. В наличии были только низкоуровневые библиотеки, которые я отлаживал два месяца до этого. Поэтому моей работой было написание самих алгоритмов работы установки. Этим я занимался весь день, каждый день, без перерывов на баш-орг-ру и подобное. И всё это я делал один. То есть, часть меня, которая является специалистом-программистом -- всё, что от меня осталось. Был тут и плюс -- от забот, которые у меня были в обычной жизни, я также был освобождён.
От такого образа жизни я охуевал. Очень помог s19, он мне присылал в телеграм анимешные картинки. Это давало хоть какую-то отдушину. Телеграм вообще был чуть ли не единственной связью со старым мной.
Прошла неделя. Я немного пришёл в себя. Стал дрочить, посматривать аниме. Нет, я не собрал себя, но хотя бы начал собирать. Я понял, где я и кто я. Оставалось -- зачем я. Вскоре моё моральное состояние сильно ухудшилось, поскольку было непонятно, сколько всё это продлится, но было понятно, что мою часть работы никто кроме меня не доделает. То есть, я понял, что я не просто попал, а ещё и застрял. Но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз.
Вышел на сериал, узнав про мем smile-sweet-sister-sadistic, о котором до этого не знал.
О чём
Подозрительно хорошо говорящий по-японски иностранец набирает девочек на работу официантками, чтобы они на работе отыгрывали тех, кто сильно отличается от них по характеру.
Что думаю
У нас были обычные девочки-аутистки в Hitoribochhi. У нас были маги без социализации в Mahou Tsukai no Yome. А тут у нас о-таку без социализации (и владелец кафе тоже о-таку, кстати). И опять сериал про то, как персонажи социализацию обретают.
С одной стороны, им очень повезло, что они оказались в коллективе, где к ним сразу нормально относятся. Но с другой... их сразу выпинывают общаться с клиентами. Потому что в этом суть работы. Ужас, как они с этим справляются-то?!
Сериал очень удачно построен на контрасте характеров "по жизни" и "по должности" -- это даёт большой запас для комедийных ситуаций. И комедия тут -- основная составляющая. Мне она понравилась.
Рекомендации
Хорошая комедия про о-таку.
Скришноты В сериале постоянные скачки рисовки. Обычно мне такое не нравится, но в этот раз было норм.
При в'езде на платную стоянку со шлагбаумом надо нажать кнопочку, чтобы тебе напечатали билет. Если машина стоит недостаточно близко, водителям приходится приоткрывать дверь и высовываться, чтобы кнопку нажать. Это во многом вопрос опыта -- встать достаточно близко к кнопке.
Но бывает иная ситуация. В Домодедово автобусы заезжают на территорию аэропорта через такой же шлагбаум. И там надо не талончик печатать, а прикладывать многоразовый пропуск. Но у автобусов-маршруток очень неудобное маленькое окошко. И прикладыватель не на том уровне. Поскольку им приходится каждый день по много раз проходить этот шлагбаум, они решили использовать древнейший изобретённый инструмент.
Пропуск закрепляется на палочку. Они высовывают палочку вместе с пропуском в окошко и прикладывают куда надо.