23:13
Выбор оружия в NetHack
К концу игры вы почти наверняка обзаведётесь артефактным оружием. Но сначала надо дожить до Гномьего города. А перед этим надо дожить до dlvl:2.
(читать статью)Оружия в NetHack дофига. Но большая часть его либо бесполезна, либо имеет узкое применение, либо его невозможно найти (вы видели когда-нибудь бумеранг?). Зачем было вводить такое большое количество древкового оружия (polearm), к примеру, понятно не очень. Реалистичность?
Данная статья предлагает один из способов выбора оружия. Даже этот способ допускает вариативность. На самом же деле вариантов ещё больше, но описанный мной имеет малую случайность, то есть я указываю на предметы, которые в игре можно найти почти всегда, причём довольно быстро. По похожему принципу я написал ещё одну статью, про броню -- "Как быстро понизить класс брони (AC) в NetHack?".
На кого рассчитана эта статья?
1. На игроков, которые ещё ни разу не прошли игру до конца, и хотят знать, как можно развивать персонажа в оружейном плане в течение всей игры.
2. На игроков, которые может и прошли игру, но хотят понять, как играть за слабые роли, вроде Лекаря (Healer) или Туриста (Tourist). Перед сильными ролями обычно проблема выбора оружия вообще не стоит -- оно уже есть.
В данное статье описаны все этапы, через которые можно пройти, улучшая своё оружие. С некоторыми видами оружия можно дойти до конца -- я это помечаю. В случае, когда у вас есть такое оружие, самое главное -- его не просрать. Надо сделать его освящённым, при необходимости нержавеющим (rustproof) и заточить на +6 или +7 (читать свиток, когда оружие уже +6, не следует -- можно его лишиться; +7 иногда получается из +5, если читать blessed scroll of enchant weapon). И всегда лучше иметь хоть что-нибудь про запас. Мало ли.
Если хотите посмотреть про конкретную роль, ищите её упоминание в тексте жирным шрифтом.
Этап 0. Изначально сильные роли сразу выбрасываем за борт.
Некоторые роли начинают с хорошим оружием, с ними понятно, что делать. Их я сразу исключаю:
Монах (Monk) -- дерётся вообще без оружия. Так реально пройти всю игру. Но многие к концу игры предпочитают перейти на артефактное оружие (см. этапы 2, 5).
Рыцарь (Knight) -- начинает игру с длинным мечом (long sword), который сам по себе неплох. Если персонаж достиг 5 уровня опыта, то может макать свой меч в фонтаны, пока не получит (нержавеющий) Эскалибур (Excalibur) -- отличное оружие, с которым можно пройти игру.
Валькирия (Valkyrie) -- если Валькирия законопослушная, то см. Рыцарь. Если нейтральная -- дела хуже. Боюсь, в начале игры ей придётся ходить с простым длинным мечом.
Самурай (Samurai) -- начинает с отличной катаной (katana). С ней можно прожить довольно долго. По крайней мере до того момента, пока не попадётся barrow wight или Nazgul. У них всегда будет длинный меч, а далее см. Рыцарь. Также длинный меч может быть у lieutenant и (watch) captain. Возможно, найти длинный меч можно будет и раньше.
Варвар (Barbarian) -- если Варвар сгенерировался с двуручным мечом (two-handed sword) -- может прожить долго -- оружие очень хорошее. Полагаю, с ним можно пройти всю игру. Если сгенерировался с топором -- что ж, придётся играть пока так.
Остальные роли начинают с не слишком хорошим снаряжением. И с этим надо что-то делать.
Этап 1. Даггеры (dagger, т.е. кинжалы).
Все классы, кроме Монаха, о котором я писал выше, и Священника (Priest), о котором напишу ниже, могут использовать даггеры. И этим надо обязательно воспользоваться. Чем даггеры хороши?
1. Их много уже на первых уровнях.
2. Ими можно бить как в ближнем бою, так и метать, в т.ч. несколько за раз. Таким методом можно существенно упрощать себе сражение с монстром, который подходит издалека.
3. Даггеры имеют to-hit +2, что позволяет проще натренировать навык с Unskilled до Basic (чаще попадаете по врагам). А ведь на Unskilled to-hit имеет "бонус" -4, что делает практически нереальным его применение в начале игры для других типов оружия.
Уже на первом уровне вы встретите первого гоблина, который оставит после себя орочий кинжал, orcish dagger (неопознанный: crude dagger). Возьмите его и пользуйтесь (если на руках есть более серьёзное оружие, то, естественно, орочий кинжал следует применять только против простых монстров). Потом спускаетесь в шахты. Первые же гномы выбросят из себя несколько простых даггеров. Переключитесь на них. Большинство оружия генерируется непроклятым, поэтому смотрите, в какую "стопку" попадает больше всего даггеров. Остальные выкидывайте. Не выбросите случайно даггеры на алтарь -- после этого остальные перестанут с ними сливаться в одну "стопку", т.к. у первых будет явно определён статус святости. Собрать надо 5-20 даггеров.
Вскоре вам начнут попадаться эльфы. Тогда вы сможете заменить свои даггеры на эльфийский даггер (elven dagger, неопознанный: runed dagger). Он деревянный, а потому не ржавеет. Держите один в руке, а набор обычных используйте для метания. Эльфийский даггер можно сразу назвать (#name) "Жало" ("Sting"), это имеет слабые преимущества, которые, тем не менее, стоит помнить:
1. Удвоенный урон против орков;
2. Когда он у вас в руках, вы будете их видеть как при телепатии;
3. Если вы ломаете замок на сундуке при помощи #force, шанс поломки Жала, как артефактного оружия, крайне мал. Хотя при первой же возможности следует перейти на открывание сундуков при помощи ключей и отмычек.
Урон против орков и предупреждение о них могут быть весьма полезны, если у вас нет сопротивления ядам. Орки могут стрелять отравленными стрелами, что может привести к смерти за один ход. С Жалом вы будете предупреждены об орках, кроме того, вы будете быстрее их ушатывать.
Стратегия с даггерами была проверена мной на Волшебнике (Wizard) и Лекаре. У них, правда, есть другие прибамбасы, позволяющие более-менее выживать. Туристу, Археологу (Archeologist) и Пещерному человеку (Caveman), скорее всего, придётся хуже.
Даже Монаху и Священнику лучше иметь набор даггеров, чтобы ими можно было убивать монстров, которых нет возможности убить врукопашную, например, плавающие глаза (floating eye).
Этап 2. Дар от бога (gift).
Следующие роли имеют гарантированный первый дар от бога:
1. Волшебник: Меджикбейн (Magicbane). Если Волшебник где-то до dlvl:7-10 не получит Меджикбейн -- он не жилец. Просто запомните это. Меджикбейн использует навык даггера, так что вы не зря его тренировали. Меджикбейн имеет шанс накладывания особых эффектов на монстров и дополнительного урона. И им можно писать устойчивую Элеберет (Elbereth) в один ход не затупляя его. С ним можно пройти игру, хотя ближе к концу вы будете в основном колдовать, но без применения Меджикбейн не останется.
2. Валькирия: Мьёлльнир (Mjollnir). Если Валькирия законопослушная, ей это без надобности. Если Валькирия нейтральная, то ей надо постараться таки добыть сей артефакт. Я его использовал только как дополнительное оружие, но полагаю, что с ним можно пройти игру. Он наносит ошеломительный бонусный урон 1d24 монстрам, у которых нет сопротивления к электричеству. А монстров, у которых оно есть, очень мало.
3. Самурай: Snickersnee (переводится как "большой нож", но это катана!). Тут главное то, что дар от бога идёт с защитой от ржавления. Сникерсни чуть хуже Эскалибура, использует навык "длинные мечи", как и катана, так что получить Сникерсни хорошая идея. Кроме того, вы сможете переключиться на махание мечами по-македонски (#twoweapon). Полагаю, с этим оружием можно пройти игру, хотя есть варианты и получше.
4. Варвар: Дровокол (Cleaver). Если варвар сгенерировался с двуручным мечом, Дровокол можно не получать. Если же Варвар с боевым топором (battle-axe) -- то почему бы и нет. Дровокол лучше топора, кроме того, он будет иметь защиту от ржавления. Судя по всему, с ним можно пройти всю игру.
Остальные классы тоже могут получить дар от бога, но это будет случайный артефакт. Важно, что артефакт, полученный таким способом, разблокирует соответствующий навык оружия. После этого вы можете прокачать его до Basic.
Как получить дар от бога?
1. Найти свой алтарь.
2. Принести на нём жертву (#offer)
3. Повторять п.2, пока не получите дар (будет лежать на алтаре). Шанс ~10%.
Жертва -- это труп врага. Свежий -- не старше 50 ходов. Нюансы описывать не буду, скажу основное:
1. Не таскайте трупы врагов в состоянии загруженности хуже, чем Stressed. Лучше подождите другого, более лёгкого монстра, а этого съешьте. Если в Stressed на вас напали, выбросите труп, замочите врага, а потом несите труп дальше.
2. Очень тяжёлых врагов (будете знать по опыту) лучше мочить сразу на алтаре. Заманите их туда.
3. Не молитесь без крайней необходимости, пока не получите дар, т.к. сразу после молитвы получить дар нельзя. Нужно, чтобы задержка перед молитвой (prayer timout) была равна нулю.
Что делать, если своего алтаря нет?
Перекрасить тот, что есть. Но опасайтесь перекрашивать алтарь, если рядом ходит действующий священник (как в Гномьем городе). Чтобы перекрасить алтарь, надо просто принести на нём жертву. Может получиться не с первого раза. Лучше не перекрашивать, пока ваш уровень не будет хотя бы 5 (низкий шанс). Будьте готовы к тому, что если ваш уровень 7 и более, вражеский бог может сгенерировать вражеского же моба, с которым придётся как-то расправиться.
Кого в жертву не приносить, если не знаете, что делаете:
1. свою расу; при этом труп werejackal и подобных считается человеком;
2. ваших бывших домашних животных (даже если они умерли уже дикими);
3. единорогов.
Этап 3. Что делать остальным после эльфийского даггера?
Если вы уже получили дар от бога, данный этап можно пропустить (если, конечно, дар вас устраивает).
С эльфийским даггером не пройти всю игру. И даже не забраться глубоко.
Вот три варианта того, что можно делать дальше:
1. Роли, умеющие работать с рогом единорога (unicorn horn), могут перейти на него. С эльфийским даггером можно дойти до этапа, когда появляются единороги. Сами вы единорога вряд ли замочите, но котёнок вполне способен это сделать. Рог единорога очень хорош, с ним можно пройти игру, что я проверил на собственном опыте. Кроме того, рог единорога не ржавеет и не горит! А ещё он лёгкий (20).
Вот роли, которые могут пользоваться рогом единорога: Археолог, Лекарь, Пещерный человек, Священник, Турист.
Наиболее интересен этот вариант будет для Лекаря, Пещерного человека, Священника и Туриста. Про священника дополнительно см. Этап 4.
2. Роли, умеющие работать с киркой, могут перейти на неё. Сначала надо прокачать навык до Basic с обычной киркой (pick-axe) на простых монстрах, потом можно переходить на большую кирку, dwarvish mattock (неопознанная: broad pick), которую с большим шансом можно найти в шахтах, если убивать дварфов. Это самое мощное неартефактное оружие, и оно мощнее рога единорога, а значит, с ним можно пройти игру (я проходил). Для работы с dwarvish mattock желателен камень удачи (luckstone), т.к. у неё -1 "бонус" к to-hit.
Вот роли, которым подходит этот вариант: Археолог, Варвар, Пещерный человек, Рыцарь, Рейнджер, Турист, Валькирия.
Наиболее интересен этот вариант будет для Археолога и Пещерного человека.
3. Роли, которые одновременно способны использовать #twoweapon и навык "палаш" (broadsword), могут нафармить с эльфов два эльфийских палаша (elven broadsword, неопознанный: runed broadsword), которые, кстати, сделаны из дерева, поэтому не ржавеют. Этот вариант требует наличия камня удачи (luckstone), поскольку без него вы будете редко попадать по мобам. Я полагаю, так можно пройти всю игру, хотя я никогда не пробовал так делать.
Вот эти роли: Варвар, Рыцарь, Вор (Rogue), Самурай, Турист, Валькирия.
Наиболее интересен этот вариант будет Вору, т.к. Воры всегда хаотичны, а значит на коронацию они получают Буреносец (Stormbringer), который как раз считается палашом. Можно качать навык.
Все варианты имеют недостаток: заняты обе руки. А значит:
1. вы не сможете использовать щит;
2. если оружие станет проклятым, у вас не будет свободных рук даже чтобы достать что-либо из мешка (хотя в 3.6.0 появилась команда #tip, решающая эту проблему, кроме того, в случае #twoweapon проклятое оружие выпадает из левой руки, а не прирастает к ней);
3. шанс получить ржавчину от соответствующей ловушки в два раза выше (актуально только для большой кирки).
"Этап" 4. Ошмётки.
В тексте выше почти все роли найдут себе что-либо подходящее. Но остались два пробела.
1. Рейнджер (Ranger). Рейнджеру всё же следует ориентироваться на лук, особенно, если он эльф, т.к. у эльфов есть бонус +1 к мультишоту (максимальному количеству стрел, выпускаемых за ход), если они стреляют эльфийскими стрелами (их много и они хорошие) из эльфийского лука (с ним вы начинаете). Эльф-рейнджер с луком -- смертельный пулемётчик, можно даже забыть про даггеры. Люди также неплохи. Оркам и гномам надо как можно быстрее найти нормальный лук и стрелы (например, отобрать у эльфов), пробавляясь тем, что есть, а также даггерами. Если надо экономить стрелы, кроме даггеров также подойдёт большая кирка. И неплохо бы раздобыть Magicbane.
2. Священник. Священник может пользоваться рогом единорога, но как же до него дожить? Священник не может развить ни один из навыков холодного оружия колюще-режущего типа, только дробящего. nethackwiki тоже в недоумении, что же ему делать. По-видимому, остаётся только использовать стартовую палицу (mace), а потом уже рог единорога.
Этап 5. Коронация (crowning) и желания.
Хотя с тем оружием, что я указал выше, и можно пройти всю игру, многие захотят иметь артефактное оружие, поскольку оно, как правило, лучше. Или захотят заменить стартовый дар на что-нибудь более полезное. Для этого надо сначала пройти коронацию. Дар в результате коронации, как правило, это хорошее артефактное оружие.
Для кого коронация имеет мало смысла?
1. Для всех законопослушных игроков, т.к. дар для них -- Эскалибур, а они могут достать его и так. Исключение: если у роли нет навыка "длинные мечи".
2. Для Монахов и Волшебников: вместо оружия они получают книги заклинаний. Хотя Волшебнику может быть польза, если он ещё не нашёл то, что ему положено (spellbook of finger of death).
Как пройти коронацию?
С этой целью надо жертвовать на алтаре, пока сообщения не будут показывать, что можно молиться ("...feeling of reconcillation", "...four-leaf clover..." (это сообщение значит также, что ваша удача поднялась на 1) и "...sacrifice is consumed..." без пояснения о hopeful feeling), а потом молиться. После того, как ваша удача достигнет 10, при каждой следующей молитве есть шанс пройти коронацию. Удачу можно поднять быстрее, кидая формально опознанные драгоценные камни "своему" единорогу; узнать его легко: он будет мирным (peaceful) (и не будет пытаться вас убить!). Кроме того, камень удачи прибавляет к удаче 3 единицы. При коронации, вам, скорее всего, дадут артефактное оружие (подробности см. в соответствующем спойлере). Если даже нет, вам разблокируют навык длинных мечей (для законопослушных и нейтральных персонажей) или палашей (для хаотичных). После этого можно попытаться получить желаемое оружие через жертву или желание (хотя надо помнить, что если число созданных в игре артефактов больше 1, то вам, возможно, придётся потратить не одно желание, чтобы получить то, что вы хотите). Если вам удалось достать желание в начале игры, то при наличии соответствующего навыка (указан в скобках) вы также можете пожелать данное оружие, хотя многие игроки предпочитают раннее желание тратить на драконью броню. Вот список хороших артефактов:
Законопослушные персонажи: Excalibur (long sword) (нежелательно заказывать через желание, т.к. можно получить иначе, см. выше), Grayswandir (saber).
Нейтральные: Vorpal Blade (long sword), Mjollnir (hammer).
Хаотичные: Stormbringer (broadsword), Grimtooth (dagger) (значительно хуже Stormbringer'а).
Все персонажи: Frost Brand (long sword).
Если вы не получили артефакт из-за того, что тот уже создан, желания не помогут его получить. Придётся обходиться без него, либо как-то обнаружить, где он так сгенерировался, что вы его пропустили. Если вы один артефакт уже угробили (к примеру, путём перезачарования), второй такой же создать не выйдет. Если ваша вера не совпадает с указанной, то получить артефакт можно только через желание. При этом некоторые артефакты будут отнимать у вас здоровье каждый раз, когда вы будете брать их в руки.
Приложение 1. Какое оружие ещё имеет смысл подбирать?
Этим оружием вы не будете пользоваться как основным. И многим из этого вы вообще не будете пользоваться как оружием. Тем не менее, обратите внимание на эти предметы.
1. Рог единорога. Во-первых, им можно лечить всякие неприятные состояния, периодически возникающие у игрока. Во-вторых, он отлично подойдёт как запасное оружие на крайний случай -- он наносит урон d12, столько же, сколько большая кирка по маленьким монстрам. При высокой удаче вы будете им попадать даже если у вас нет навыка. Также им можно смело атаковать ржавых монстров (rust monster) и дизэнчантеров (disenchanter): он не ржавеет и имеет зачарование+0 (если вы это не исправили лично).
2. Кирка. Не большая, а маленькая (pick-axe). Она чуть легче. Ей тоже можно копать. Копание в NetHack играет важную роль. Упомяну лишь одно применение: можно прокапывать на уровнях себе короткую дорогу. Если вы пользуетесь большой киркой как основным оружием, то маленькая, конечно, не нужна.
3. Дротики (dart). Всегда полезно иметь парочку ненужных дротиков, чтобы макать их в незнакомое зелье перед тем, как совать туда рог единорога. Если зелье окажется зельем полиморфа, то рог превратится во что-то постороннее, к примеру, в свисток (whistle). А дротик не жалко.
4. Серебряная сабля (silver saber). Отлично подойдёт для борьбы с демонами и нежитью, что актуально в Геенне. Даёт дополнительный урон d20 (!) против них. При высокой удаче вы будете попадать даже если навык сабли вам не доступен.
5. Любое древковое оружие (желатально полегче: spetum (forked polearm) или ranseur (hilted polearm) ) -- т.е. любой polearm (это слово будет фигурировать в его неопознанном названии) либо копьё (lance). Им можно атаковать через клетку, что позволяет не попадать под пассивные атаки монстров (т.е. те атаки, которые наносят вам урон только если вы стучите по монстру напрямую). Также вы защищены от взгляда плавающего глаза. Также морские монстры (
не смогут вас утопить! Потому что вы не будете стоять к ним вплотную.
6. Хлыст (bullwhip). Хлыст найти очень сложно. Скорее всего, к моменту, когда вы его обнаружите, вам он уже будет не нужен. Тем не менее, он может быть полезен. Если у вас ловкость больше 14 (или вы Археолог), то при применении (apply) хлыста в сторону врага вы вырываете у него оружие! Это уменьшает наносимый врагом урон. А ещё можно доставать предметы из воды, если висите над ней. "Порыбачьте" на уровне Медузы -- и найдёте съестной припас, который видели только в чужих дамплогах (kelp frond). (UPD. В 3.7.0 возможность рыбалки судя по всему будет безжалостно убрана)
Приложение 2. Справочная таблица урона оружия (если оно +0).
Упомянуто только рекомендуемое к применению оружие из основной части статьи. Лук и стрелы не рассматриваю -- это отдельная тема. Бонусный урон артефактов обозначен жирным. Артефакты, в связи с обилием, упорядочены по алфавиту. Остальное абы как.
* но +d20 только против нежити и демонов.
** ОСТОРОЖНО: не спрашивает подтверждения, если вы пытаетесь атаковать мирных или ручных мобов.
*** 5% шанс, что убьёт с одного удара.
Приложение 3. Справочная таблица с навыками оружия у различных ролей.
Указаны максимальные значения, до которых можно прокачать навыки. Если навык отсутствует (-), это работает так же, как Unskilled. Без проблем можно применять только то оружие, в которым вы можете достигнуть Basic (b). Это убирает штрафы по урону и попаданию. Дальнейшее развитие навыка (S -- Skilled, E -- Expert) даёт бонус по урону и попаданию. Присутствуют только навыки применения оружия, а также навык #twoweapon.
(читать статью)Оружия в NetHack дофига. Но большая часть его либо бесполезна, либо имеет узкое применение, либо его невозможно найти (вы видели когда-нибудь бумеранг?). Зачем было вводить такое большое количество древкового оружия (polearm), к примеру, понятно не очень. Реалистичность?
Данная статья предлагает один из способов выбора оружия. Даже этот способ допускает вариативность. На самом же деле вариантов ещё больше, но описанный мной имеет малую случайность, то есть я указываю на предметы, которые в игре можно найти почти всегда, причём довольно быстро. По похожему принципу я написал ещё одну статью, про броню -- "Как быстро понизить класс брони (AC) в NetHack?".
На кого рассчитана эта статья?
1. На игроков, которые ещё ни разу не прошли игру до конца, и хотят знать, как можно развивать персонажа в оружейном плане в течение всей игры.
2. На игроков, которые может и прошли игру, но хотят понять, как играть за слабые роли, вроде Лекаря (Healer) или Туриста (Tourist). Перед сильными ролями обычно проблема выбора оружия вообще не стоит -- оно уже есть.
В данное статье описаны все этапы, через которые можно пройти, улучшая своё оружие. С некоторыми видами оружия можно дойти до конца -- я это помечаю. В случае, когда у вас есть такое оружие, самое главное -- его не просрать. Надо сделать его освящённым, при необходимости нержавеющим (rustproof) и заточить на +6 или +7 (читать свиток, когда оружие уже +6, не следует -- можно его лишиться; +7 иногда получается из +5, если читать blessed scroll of enchant weapon). И всегда лучше иметь хоть что-нибудь про запас. Мало ли.
Если хотите посмотреть про конкретную роль, ищите её упоминание в тексте жирным шрифтом.
Этап 0. Изначально сильные роли сразу выбрасываем за борт.
Некоторые роли начинают с хорошим оружием, с ними понятно, что делать. Их я сразу исключаю:
Монах (Monk) -- дерётся вообще без оружия. Так реально пройти всю игру. Но многие к концу игры предпочитают перейти на артефактное оружие (см. этапы 2, 5).
Рыцарь (Knight) -- начинает игру с длинным мечом (long sword), который сам по себе неплох. Если персонаж достиг 5 уровня опыта, то может макать свой меч в фонтаны, пока не получит (нержавеющий) Эскалибур (Excalibur) -- отличное оружие, с которым можно пройти игру.
Валькирия (Valkyrie) -- если Валькирия законопослушная, то см. Рыцарь. Если нейтральная -- дела хуже. Боюсь, в начале игры ей придётся ходить с простым длинным мечом.
Самурай (Samurai) -- начинает с отличной катаной (katana). С ней можно прожить довольно долго. По крайней мере до того момента, пока не попадётся barrow wight или Nazgul. У них всегда будет длинный меч, а далее см. Рыцарь. Также длинный меч может быть у lieutenant и (watch) captain. Возможно, найти длинный меч можно будет и раньше.
Варвар (Barbarian) -- если Варвар сгенерировался с двуручным мечом (two-handed sword) -- может прожить долго -- оружие очень хорошее. Полагаю, с ним можно пройти всю игру. Если сгенерировался с топором -- что ж, придётся играть пока так.
Остальные роли начинают с не слишком хорошим снаряжением. И с этим надо что-то делать.
Этап 1. Даггеры (dagger, т.е. кинжалы).
Все классы, кроме Монаха, о котором я писал выше, и Священника (Priest), о котором напишу ниже, могут использовать даггеры. И этим надо обязательно воспользоваться. Чем даггеры хороши?
1. Их много уже на первых уровнях.
2. Ими можно бить как в ближнем бою, так и метать, в т.ч. несколько за раз. Таким методом можно существенно упрощать себе сражение с монстром, который подходит издалека.
3. Даггеры имеют to-hit +2, что позволяет проще натренировать навык с Unskilled до Basic (чаще попадаете по врагам). А ведь на Unskilled to-hit имеет "бонус" -4, что делает практически нереальным его применение в начале игры для других типов оружия.
Уже на первом уровне вы встретите первого гоблина, который оставит после себя орочий кинжал, orcish dagger (неопознанный: crude dagger). Возьмите его и пользуйтесь (если на руках есть более серьёзное оружие, то, естественно, орочий кинжал следует применять только против простых монстров). Потом спускаетесь в шахты. Первые же гномы выбросят из себя несколько простых даггеров. Переключитесь на них. Большинство оружия генерируется непроклятым, поэтому смотрите, в какую "стопку" попадает больше всего даггеров. Остальные выкидывайте. Не выбросите случайно даггеры на алтарь -- после этого остальные перестанут с ними сливаться в одну "стопку", т.к. у первых будет явно определён статус святости. Собрать надо 5-20 даггеров.
Вскоре вам начнут попадаться эльфы. Тогда вы сможете заменить свои даггеры на эльфийский даггер (elven dagger, неопознанный: runed dagger). Он деревянный, а потому не ржавеет. Держите один в руке, а набор обычных используйте для метания. Эльфийский даггер можно сразу назвать (#name) "Жало" ("Sting"), это имеет слабые преимущества, которые, тем не менее, стоит помнить:
1. Удвоенный урон против орков;
2. Когда он у вас в руках, вы будете их видеть как при телепатии;
3. Если вы ломаете замок на сундуке при помощи #force, шанс поломки Жала, как артефактного оружия, крайне мал. Хотя при первой же возможности следует перейти на открывание сундуков при помощи ключей и отмычек.
Урон против орков и предупреждение о них могут быть весьма полезны, если у вас нет сопротивления ядам. Орки могут стрелять отравленными стрелами, что может привести к смерти за один ход. С Жалом вы будете предупреждены об орках, кроме того, вы будете быстрее их ушатывать.
Стратегия с даггерами была проверена мной на Волшебнике (Wizard) и Лекаре. У них, правда, есть другие прибамбасы, позволяющие более-менее выживать. Туристу, Археологу (Archeologist) и Пещерному человеку (Caveman), скорее всего, придётся хуже.
Даже Монаху и Священнику лучше иметь набор даггеров, чтобы ими можно было убивать монстров, которых нет возможности убить врукопашную, например, плавающие глаза (floating eye).
Этап 2. Дар от бога (gift).
Следующие роли имеют гарантированный первый дар от бога:
1. Волшебник: Меджикбейн (Magicbane). Если Волшебник где-то до dlvl:7-10 не получит Меджикбейн -- он не жилец. Просто запомните это. Меджикбейн использует навык даггера, так что вы не зря его тренировали. Меджикбейн имеет шанс накладывания особых эффектов на монстров и дополнительного урона. И им можно писать устойчивую Элеберет (Elbereth) в один ход не затупляя его. С ним можно пройти игру, хотя ближе к концу вы будете в основном колдовать, но без применения Меджикбейн не останется.
2. Валькирия: Мьёлльнир (Mjollnir). Если Валькирия законопослушная, ей это без надобности. Если Валькирия нейтральная, то ей надо постараться таки добыть сей артефакт. Я его использовал только как дополнительное оружие, но полагаю, что с ним можно пройти игру. Он наносит ошеломительный бонусный урон 1d24 монстрам, у которых нет сопротивления к электричеству. А монстров, у которых оно есть, очень мало.
3. Самурай: Snickersnee (переводится как "большой нож", но это катана!). Тут главное то, что дар от бога идёт с защитой от ржавления. Сникерсни чуть хуже Эскалибура, использует навык "длинные мечи", как и катана, так что получить Сникерсни хорошая идея. Кроме того, вы сможете переключиться на махание мечами по-македонски (#twoweapon). Полагаю, с этим оружием можно пройти игру, хотя есть варианты и получше.
4. Варвар: Дровокол (Cleaver). Если варвар сгенерировался с двуручным мечом, Дровокол можно не получать. Если же Варвар с боевым топором (battle-axe) -- то почему бы и нет. Дровокол лучше топора, кроме того, он будет иметь защиту от ржавления. Судя по всему, с ним можно пройти всю игру.
Остальные классы тоже могут получить дар от бога, но это будет случайный артефакт. Важно, что артефакт, полученный таким способом, разблокирует соответствующий навык оружия. После этого вы можете прокачать его до Basic.
Как получить дар от бога?
1. Найти свой алтарь.
2. Принести на нём жертву (#offer)
3. Повторять п.2, пока не получите дар (будет лежать на алтаре). Шанс ~10%.
Жертва -- это труп врага. Свежий -- не старше 50 ходов. Нюансы описывать не буду, скажу основное:
1. Не таскайте трупы врагов в состоянии загруженности хуже, чем Stressed. Лучше подождите другого, более лёгкого монстра, а этого съешьте. Если в Stressed на вас напали, выбросите труп, замочите врага, а потом несите труп дальше.
2. Очень тяжёлых врагов (будете знать по опыту) лучше мочить сразу на алтаре. Заманите их туда.
3. Не молитесь без крайней необходимости, пока не получите дар, т.к. сразу после молитвы получить дар нельзя. Нужно, чтобы задержка перед молитвой (prayer timout) была равна нулю.
Что делать, если своего алтаря нет?
Перекрасить тот, что есть. Но опасайтесь перекрашивать алтарь, если рядом ходит действующий священник (как в Гномьем городе). Чтобы перекрасить алтарь, надо просто принести на нём жертву. Может получиться не с первого раза. Лучше не перекрашивать, пока ваш уровень не будет хотя бы 5 (низкий шанс). Будьте готовы к тому, что если ваш уровень 7 и более, вражеский бог может сгенерировать вражеского же моба, с которым придётся как-то расправиться.
Кого в жертву не приносить, если не знаете, что делаете:
1. свою расу; при этом труп werejackal и подобных считается человеком;
2. ваших бывших домашних животных (даже если они умерли уже дикими);
3. единорогов.
Этап 3. Что делать остальным после эльфийского даггера?
Если вы уже получили дар от бога, данный этап можно пропустить (если, конечно, дар вас устраивает).
С эльфийским даггером не пройти всю игру. И даже не забраться глубоко.
Вот три варианта того, что можно делать дальше:
1. Роли, умеющие работать с рогом единорога (unicorn horn), могут перейти на него. С эльфийским даггером можно дойти до этапа, когда появляются единороги. Сами вы единорога вряд ли замочите, но котёнок вполне способен это сделать. Рог единорога очень хорош, с ним можно пройти игру, что я проверил на собственном опыте. Кроме того, рог единорога не ржавеет и не горит! А ещё он лёгкий (20).
Вот роли, которые могут пользоваться рогом единорога: Археолог, Лекарь, Пещерный человек, Священник, Турист.
Наиболее интересен этот вариант будет для Лекаря, Пещерного человека, Священника и Туриста. Про священника дополнительно см. Этап 4.
2. Роли, умеющие работать с киркой, могут перейти на неё. Сначала надо прокачать навык до Basic с обычной киркой (pick-axe) на простых монстрах, потом можно переходить на большую кирку, dwarvish mattock (неопознанная: broad pick), которую с большим шансом можно найти в шахтах, если убивать дварфов. Это самое мощное неартефактное оружие, и оно мощнее рога единорога, а значит, с ним можно пройти игру (я проходил). Для работы с dwarvish mattock желателен камень удачи (luckstone), т.к. у неё -1 "бонус" к to-hit.
Вот роли, которым подходит этот вариант: Археолог, Варвар, Пещерный человек, Рыцарь, Рейнджер, Турист, Валькирия.
Наиболее интересен этот вариант будет для Археолога и Пещерного человека.
3. Роли, которые одновременно способны использовать #twoweapon и навык "палаш" (broadsword), могут нафармить с эльфов два эльфийских палаша (elven broadsword, неопознанный: runed broadsword), которые, кстати, сделаны из дерева, поэтому не ржавеют. Этот вариант требует наличия камня удачи (luckstone), поскольку без него вы будете редко попадать по мобам. Я полагаю, так можно пройти всю игру, хотя я никогда не пробовал так делать.
Вот эти роли: Варвар, Рыцарь, Вор (Rogue), Самурай, Турист, Валькирия.
Наиболее интересен этот вариант будет Вору, т.к. Воры всегда хаотичны, а значит на коронацию они получают Буреносец (Stormbringer), который как раз считается палашом. Можно качать навык.
Все варианты имеют недостаток: заняты обе руки. А значит:
1. вы не сможете использовать щит;
2. если оружие станет проклятым, у вас не будет свободных рук даже чтобы достать что-либо из мешка (хотя в 3.6.0 появилась команда #tip, решающая эту проблему, кроме того, в случае #twoweapon проклятое оружие выпадает из левой руки, а не прирастает к ней);
3. шанс получить ржавчину от соответствующей ловушки в два раза выше (актуально только для большой кирки).
"Этап" 4. Ошмётки.
В тексте выше почти все роли найдут себе что-либо подходящее. Но остались два пробела.
1. Рейнджер (Ranger). Рейнджеру всё же следует ориентироваться на лук, особенно, если он эльф, т.к. у эльфов есть бонус +1 к мультишоту (максимальному количеству стрел, выпускаемых за ход), если они стреляют эльфийскими стрелами (их много и они хорошие) из эльфийского лука (с ним вы начинаете). Эльф-рейнджер с луком -- смертельный пулемётчик, можно даже забыть про даггеры. Люди также неплохи. Оркам и гномам надо как можно быстрее найти нормальный лук и стрелы (например, отобрать у эльфов), пробавляясь тем, что есть, а также даггерами. Если надо экономить стрелы, кроме даггеров также подойдёт большая кирка. И неплохо бы раздобыть Magicbane.
2. Священник. Священник может пользоваться рогом единорога, но как же до него дожить? Священник не может развить ни один из навыков холодного оружия колюще-режущего типа, только дробящего. nethackwiki тоже в недоумении, что же ему делать. По-видимому, остаётся только использовать стартовую палицу (mace), а потом уже рог единорога.
Этап 5. Коронация (crowning) и желания.
Хотя с тем оружием, что я указал выше, и можно пройти всю игру, многие захотят иметь артефактное оружие, поскольку оно, как правило, лучше. Или захотят заменить стартовый дар на что-нибудь более полезное. Для этого надо сначала пройти коронацию. Дар в результате коронации, как правило, это хорошее артефактное оружие.
Для кого коронация имеет мало смысла?
1. Для всех законопослушных игроков, т.к. дар для них -- Эскалибур, а они могут достать его и так. Исключение: если у роли нет навыка "длинные мечи".
2. Для Монахов и Волшебников: вместо оружия они получают книги заклинаний. Хотя Волшебнику может быть польза, если он ещё не нашёл то, что ему положено (spellbook of finger of death).
Как пройти коронацию?
С этой целью надо жертвовать на алтаре, пока сообщения не будут показывать, что можно молиться ("...feeling of reconcillation", "...four-leaf clover..." (это сообщение значит также, что ваша удача поднялась на 1) и "...sacrifice is consumed..." без пояснения о hopeful feeling), а потом молиться. После того, как ваша удача достигнет 10, при каждой следующей молитве есть шанс пройти коронацию. Удачу можно поднять быстрее, кидая формально опознанные драгоценные камни "своему" единорогу; узнать его легко: он будет мирным (peaceful) (и не будет пытаться вас убить!). Кроме того, камень удачи прибавляет к удаче 3 единицы. При коронации, вам, скорее всего, дадут артефактное оружие (подробности см. в соответствующем спойлере). Если даже нет, вам разблокируют навык длинных мечей (для законопослушных и нейтральных персонажей) или палашей (для хаотичных). После этого можно попытаться получить желаемое оружие через жертву или желание (хотя надо помнить, что если число созданных в игре артефактов больше 1, то вам, возможно, придётся потратить не одно желание, чтобы получить то, что вы хотите). Если вам удалось достать желание в начале игры, то при наличии соответствующего навыка (указан в скобках) вы также можете пожелать данное оружие, хотя многие игроки предпочитают раннее желание тратить на драконью броню. Вот список хороших артефактов:
Законопослушные персонажи: Excalibur (long sword) (нежелательно заказывать через желание, т.к. можно получить иначе, см. выше), Grayswandir (saber).
Нейтральные: Vorpal Blade (long sword), Mjollnir (hammer).
Хаотичные: Stormbringer (broadsword), Grimtooth (dagger) (значительно хуже Stormbringer'а).
Все персонажи: Frost Brand (long sword).
Если вы не получили артефакт из-за того, что тот уже создан, желания не помогут его получить. Придётся обходиться без него, либо как-то обнаружить, где он так сгенерировался, что вы его пропустили. Если вы один артефакт уже угробили (к примеру, путём перезачарования), второй такой же создать не выйдет. Если ваша вера не совпадает с указанной, то получить артефакт можно только через желание. При этом некоторые артефакты будут отнимать у вас здоровье каждый раз, когда вы будете брать их в руки.
Приложение 1. Какое оружие ещё имеет смысл подбирать?
Этим оружием вы не будете пользоваться как основным. И многим из этого вы вообще не будете пользоваться как оружием. Тем не менее, обратите внимание на эти предметы.
1. Рог единорога. Во-первых, им можно лечить всякие неприятные состояния, периодически возникающие у игрока. Во-вторых, он отлично подойдёт как запасное оружие на крайний случай -- он наносит урон d12, столько же, сколько большая кирка по маленьким монстрам. При высокой удаче вы будете им попадать даже если у вас нет навыка. Также им можно смело атаковать ржавых монстров (rust monster) и дизэнчантеров (disenchanter): он не ржавеет и имеет зачарование+0 (если вы это не исправили лично).
2. Кирка. Не большая, а маленькая (pick-axe). Она чуть легче. Ей тоже можно копать. Копание в NetHack играет важную роль. Упомяну лишь одно применение: можно прокапывать на уровнях себе короткую дорогу. Если вы пользуетесь большой киркой как основным оружием, то маленькая, конечно, не нужна.
3. Дротики (dart). Всегда полезно иметь парочку ненужных дротиков, чтобы макать их в незнакомое зелье перед тем, как совать туда рог единорога. Если зелье окажется зельем полиморфа, то рог превратится во что-то постороннее, к примеру, в свисток (whistle). А дротик не жалко.
4. Серебряная сабля (silver saber). Отлично подойдёт для борьбы с демонами и нежитью, что актуально в Геенне. Даёт дополнительный урон d20 (!) против них. При высокой удаче вы будете попадать даже если навык сабли вам не доступен.
5. Любое древковое оружие (желатально полегче: spetum (forked polearm) или ranseur (hilted polearm) ) -- т.е. любой polearm (это слово будет фигурировать в его неопознанном названии) либо копьё (lance). Им можно атаковать через клетку, что позволяет не попадать под пассивные атаки монстров (т.е. те атаки, которые наносят вам урон только если вы стучите по монстру напрямую). Также вы защищены от взгляда плавающего глаза. Также морские монстры (
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
6. Хлыст (bullwhip). Хлыст найти очень сложно. Скорее всего, к моменту, когда вы его обнаружите, вам он уже будет не нужен. Тем не менее, он может быть полезен. Если у вас ловкость больше 14 (или вы Археолог), то при применении (apply) хлыста в сторону врага вы вырываете у него оружие! Это уменьшает наносимый врагом урон. А ещё можно доставать предметы из воды, если висите над ней. "Порыбачьте" на уровне Медузы -- и найдёте съестной припас, который видели только в чужих дамплогах (kelp frond). (UPD. В 3.7.0 возможность рыбалки судя по всему будет безжалостно убрана)
Приложение 2. Справочная таблица урона оружия (если оно +0).
Упомянуто только рекомендуемое к применению оружие из основной части статьи. Лук и стрелы не рассматриваю -- это отдельная тема. Бонусный урон артефактов обозначен жирным. Артефакты, в связи с обилием, упорядочены по алфавиту. Остальное абы как.
Оружие | Неопознанное | Навык | Урон мелким | Урон крупным | To-hit | Бонус |
Рекомендованное оружие | ||||||
orcish dagger | crude dagger | dagger | d3 | d3 | +2 | - |
dagger | - | dagger | d4 | d3 | +2 | - |
elven dagger | runed dagger | dagger | d5 | d3 | +2 | - |
pick-axe | - | pick-axe | d6 | d3 | +0 | - |
dwarvish mattock | broad pick | pick-axe | d12 | d8+2d6 | -1 | - |
unicorn horn | - | unicorn horn | d12 | d12 | +1 | - |
elven broadsword | runed broadsword | broadsword | d6+d4 | d6+1 | +0 | - |
Стартовое оружие (только упомянутое) | ||||||
long sword | - | long sword | d8 | d12 | +0 | - |
katana | samurai sword | long sword | d10 | d12 | +1 | - |
two-handed sword | - | two-handed sword | d12 | 3d6 | +0 | - |
battle-axe | double-headed axe | axe | d8+d4 | d6+2d4 | +0 | - |
mace | - | mace | d6+1 | d6 | +0 | - |
Артефакты | ||||||
Cleaver | - | axe | d8+d4+d6 | d6+2d4+d6 | +d3 | Против всех |
Excalibur | - | long sword | d8+d10 | d12+d10 | +d5 | Против всех |
Frost Brand | - | long sword | d8x2 | d12x2 | +d5 | Кроме иммунных к холоду |
Grayswandir | - | saber | d8x2+(d20) | d8x2+(d20) | +d5 | Против всех * |
Grimtooth | - | dagger | d3+d6 | d3+d6 | +2+d2 | Против всех |
Magicbane | - | dagger | d4+d4 | d4+d4 | +2+d3 | Против всех, если пробьёт MR |
Mjollnir | - | hammer | d4+1+d24 | d4+d24 | +d5 | Кроме иммунных к электричеству |
Snickersnee | - | long sword | d10+d8 | d12+d8 | +1 | Против всех |
Sting | - | dagger | d5x2 | d3x2 | +2+d5 | Против орков |
Stormbringer | - | broadsword | 2d4+d2+d8 | d6+1+d2+d8 | +d5 | Кроме иммунных к снижению уровня ** |
Vorpal Blade | - | long sword | d8+1 | d12+1 | +d5 | Против всех *** |
* но +d20 только против нежити и демонов.
** ОСТОРОЖНО: не спрашивает подтверждения, если вы пытаетесь атаковать мирных или ручных мобов.
*** 5% шанс, что убьёт с одного удара.
Приложение 3. Справочная таблица с навыками оружия у различных ролей.
Указаны максимальные значения, до которых можно прокачать навыки. Если навык отсутствует (-), это работает так же, как Unskilled. Без проблем можно применять только то оружие, в которым вы можете достигнуть Basic (b). Это убирает штрафы по урону и попаданию. Дальнейшее развитие навыка (S -- Skilled, E -- Expert) даёт бонус по урону и попаданию. Присутствуют только навыки применения оружия, а также навык #twoweapon.
Навык \ Роль | Arc | Bar | Cav | Hea | Kni | Mon | Pri | Rog | Ran | Sam | Tou | Val | Wiz |
dagger | b | b | b | S | b | - | - | E | E | b | E | E | E |
knife | b | - | S | E | b | - | - | E | S | S | S | - | S |
axe | - | E | S | - | S | - | - | - | S | - | b | E | S |
pick-axe | E | S | b | - | b | - | - | - | b | - | b | S | - |
short sword | b | E | - | S | S | - | - | E | b | E | E | S | b |
broadsword | - | S | - | - | S | - | - | S | - | S | b | S | - |
long sword | - | S | - | - | E | - | - | S | - | E | b | E | - |
two-handed sword | - | E | - | - | S | - | - | b | - | E | b | E | - |
scimitar | S | S | - | b | b | - | - | S | - | b | S | b | - |
saber | E | b | - | b | S | - | - | S | - | b | S | b | - |
club | S | S | E | S | b | - | E | S | - | - | - | - | S |
mace | - | S | E | b | S | - | E | S | - | - | b | - | b |
morning star | - | S | b | - | S | - | E | b | b | - | b | - | - |
flail | - | b | S | - | b | - | E | b | S | S | b | - | - |
Навык \ Роль | Arc | Bar | Cav | Hea | Kni | Mon | Pri | Rog | Ran | Sam | Tou | Val | Wiz |
hammer | - | E | S | - | b | - | E | b | b | - | b | E | - |
quarterstaff | S | b | E | E | - | b | E | - | b | b | b | b | E |
polearm | - | - | S | b | S | - | S | b | S | S | b | S | S |
spear | - | S | E | b | S | b | S | b | E | S | b | S | b |
trident | - | S | S | b | b | - | S | - | b | - | b | b | b |
lance | - | - | - | - | E | - | b | - | - | S | b | S | - |
bow | - | b | S | - | b | - | b | - | E | E | b | - | - |
sling | S | - | E | S | - | - | b | - | E | - | b | b | S |
crossbow | - | - | - | - | S | b | b | E | E | - | b | - | - |
dart | b | - | - | E | - | - | b | E | E | - | E | - | E |
shuriken | - | - | - | S | - | b | b | S | S | E | b | - | b |
boomerang | E | - | E | - | - | - | b | - | E | - | b | - | - |
whip | E | - | - | - | - | - | - | - | b | - | b | - | - |
unicorn horn | S | - | b | E | - | - | S | - | - | - | S | - | - |
Навык \ Роль | Arc | Bar | Cav | Hea | Kni | Mon | Pri | Rog | Ran | Sam | Tou | Val | Wiz |
two weapon combat | b | b | - | - | S | - | - | E | - | E | S | S | - |
27.01.2018 в 03:32
27.01.2018 в 03:33