13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.
...
13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Как сделаны переходы в Москве:
Везде, где стоят пешеходные светофоры, транспортные светофоры работают с ними синхронно, то есть, когда пешеходам зелёный, машинам красный. Самый распространённый пример -- наличие для транспорта стрелки направо (дополнительная секция), которая не горит (проезд запрещён), когда пешеходам зелёный (переход разрешён) и наоборот -- горит, когда пешеходам красный.
Как сделаны переходы в Санкт-Петербурге:
Транспортный светофор никак не зависит от пешеходного -- например, стрелки вправо нет. Пешеходам зелёный и машинам зелёный. Машины должны руководствоваться правилом 13.1. И они им руководствуются.
Я, конечно, был в Питере очень недолго, поправьте меня, если я неправ.
Что же это? Можно ли считать это отражением менталитета -- типа москвичам надо дополнительно запретить движение, чтобы пешеходов не давили, а ленинградцы и так соблюдают правила?
На самом деле у ленинградских водителей свои загоны, связанные, скорее всего, с тем, что там на каждом перекрёстке можно ехать во все стороны, а в Москве очень мало левых поворотов. Но квалифицированное мнение об этом я смогу сообщить, только если сам довольно долго по Питеру поезжу на машине.